Мы все привыкли к тому, что на выборах нас будут обманывать тем или иным способом: подкупать продуктовыми наборами, мухлевать с бюллетенями на участках, «давить» админресурсом, запугивать через налоговые и силовые структуры. Привыкли, но знаем и способы сопротивления: брать кулек с гречкой и голосовать за другого кандидата, на участке не подходить к тете в «синей кофточке», выставлять независимых наблюдателей, предупреждать СМИ и Комитет избирателей о нарушениях…
Нынешняя избирательная кампания будет построена на «промывке мозгов». В отличие от прошлых «подарочных выборов», когда ставка делалась на банальный подкуп — деньги, сахар, мука, уголь, — бить будут не по карману, а по интеллекту. Еще один аспект: активная фаза выборов начнется не за три месяца, а минимум за полгода. То есть уже сейчас потихоньку тестируют общественность на готовность поддаваться манипуляциям различного толка. Кто-то будет использовать по максимуму ненависть к правоохранителям, кто-то — играть на социальных «нотах». Но все сведется к одному — отвлечь избирателя от реалий политической жизни, не дать задуматься «кто есть ху» из кандидатов. Как же это будут делать?
Способ №1: Псевдоппозиция
Большинство из участников-мажоритарщиков всеми силами будет скрывать свою провластную ориентацию. Власть не пользуется доверием, и рейтинг Партии регионов сегодня очень невысок: от 6 до 12 процентов. Впрочем, недоверие всегда сопровождало партии власти: достаточно вспомнить опыт НДП или СДПУ(о), которые при всей административной мощи проигрывали выборы. Естественно, Партия регионов не станет наступать на эти грабли. Ее кандидаты будут маскироваться под крепких хозяйственников либо — благотворителей. Губернаторы, мэры, главы местных советов уже сейчас в своей агитационной работе делают акцент на количестве построенных дорог и больниц, на отремонтированных школах и открытии социальных аптек, а вовсе не на статусе второго государственного языка или вступлении в ЕС. Вы не увидите в областях лозунгов «Европа — так!» или «Закон один для всех».Достаточно проанализировать наружную рекламу, которую начали использовать кандидаты от власти в регионах: на них нет ни бело-синих красок, ни логотипа ПР, а лишь портрет кандидата и его «добрые дела»: купил, помог, построил.
Но это вариант для откровенно провластных участников. А ведь есть и так называемое «болото», представители которого на все сто будут использовать оппозиционную риторику, маскируясь под противников власти. Самый яркий пример: Наталья Королевская со своей партией «Украина — вперед». Бывшую представительницу БЮТ отличает многословие и «пустые» лозунги из серии «новая экономика — новая страна». Но вот программа ее партии — это компилятивный набор «надерганных» слоганов «о всем хорошем». Никаких конкретных инициатив она не предлагает.
К серии квазиоппозиционных политиков можно отнести и скандального Олега Ляшко: эпатажными выходками кандидат подменяет отсутствие реальной программы преобразований и социальных инициатив. Куда проще сорвать конференцию «сырного инспектора» РФ Онищука или схватить за горло вице-спикера, чем ежедневно работать на благосостояние жителей Черниговщины, где баллотируется «скандалист».
Снова прорастает Партия зеленых имени Прогнимака: весна на дворе. Подобные структуры, та же группа «Реформы ради будущего» и кандидаты будут использовать антивластную риторику, не называя имен, и выступать за все доброе и светлое: за чистую экологию, за минимальные налоги, за абстрактные права граждан, за хорошую жизнь, за мирное небо…
Спикер Литвин, а попутно — глава Народной партии и тоже экс-руководитель администрации Кучмы, решил добавить к своему пресному имиджу «оппозиционного перца»: он предположил, что и Тимошенко и Луценко могут участвовать в выборах. Они не могут быть избраны в Верховную Раду (как осужденные), но идти во главе партийных списков — вполне. Такие кандидаты, безусловно, «оторвут» голоса у настоящей оппозиции, используя ее лозунги и риторику, а также максимально спекулируя на теме «политических узников».
Способ №2: Временный кандидат
Видя недовольство политикой власти и учитывая обнищание большей части населения, лидеры многих партий уже планируют включать в списки не секретарш и массажистов, не банкиров и угольных баронов, а врачей, учителей, фермеров, рабочих. Потому что, увидев в первых пятерках-десятках «простых людей», избиратель за «своих» и проголосует. И ему невдомек, что через пару месяцев представители «пролетарьята» откажутся от мандата, уступив место мажорам и миллионерам (за пожизненный статус госслужащего, за щедрый откат, за хорошую квартиру).
Подобный обмен возможен — об этом говорит пример Каськива: еще вчера он возглавлял супероппозиционную организацию «Пора» (один из «двигателей» Майдана), а сегодня успешно «кормится» при власти — на солидной чиновничьей должности «заведует» инвестициями.
Способ №3: Социалка вместо политики
Большинство партий и кандидатов в своих программах сделают акцент на социальной тематике: льготы чернобыльцам и афганцам, минимизация налогов для малого бизнеса, защита сирот, борьба с туберкулезом. Достаточно посмотреть, как главные политические телешоу страны все больше эксплуатируют социальные темы, уходя от «надоевшей» политики. Внимание общества «переключают» с ключевых проблем жизни государства (ограничение демократии, выбор внешнего вектора, продажа земли, перспективы политического и экономического дефолта) на «социалку».
В другое русло направляется и народный гнев: скажем, не на Президента или правительство, которые по Конституции-96 отвечают «за все», а на правоохранительные органы, суды или налоговые структуры. «Коррупционерами» оказываются уже не министры, а врачи или учителя, собирающие «дань» на проведение выпускного вечера, не верхушка МВД, а отдельные «наглые гаишники». Поэтому большинство кандидатов и партий по максимуму используют социальную игру слов для достижения поставленной цели. Хотя ведь очевидно: социальные перемены невозможны без глобальных преобразований в сфере экономики и государственного управления. Но этого избирателю рассказывать как раз и не надо.
Способ №4: Квазиобновление власти
Невооруженным глазом видно, что власть перед выборами тоже «наводит марафет». Из правительства удалены одиозные чиновники, зато постепенно в Кабмин вводят новые фигуры, более симпатичные избирателю, чем Могилев или Клюев. Например, первый вице-премьер Хорошковский, который уже заявил, что к ПР отношения не имеет, в партию вступать не собирается, а будет добиваться реформирования экономики, благосклонности МВФ и европейских перспектив для Украины. «Донецким» его назвать язык не повернется, к тому же работал Валерий Иванович в правительстве Тимошенко: на должности главного таможенника.
Или Раиса Богатырева, новый министр здравоохранения: последние 5 лет активно сотрудничала с Ющенко, возглавляя СНБО. И хотя имеет региональные корни и связи, все равно больше позиционируется как политически незаангажированный профессионал.
Либо последнее «приобретение» Кабмина — министр финансов Петр Порошенко. Это уже оппозиционер в чистом виде, один из идеологов и спонсоров оранжевой революции, плюс — владелец независимого «канала честных новостей». Упрекнуть Порошенко в том, что он пошел «служить» Партии регионов, чтобы спасти бизнес, нелогично: его империя успешно существовала при всех президентах. Поэтому «вход» бывшего главы МИД в правительство Азарова, скорее, подтверждение позитивных экономических и внешних перемен, на которые нацелена власть. И можно спорить, что немало найдется тех, кто все-таки отдаст свой голос «за» обновляющуюся команду власти, а не за разрозненную и деградировавшую оппозицию.