Упаковка украинских пищевых продуктов преобразится из-за изменения требований к маркировке и информации. Покупателям, как считают инициаторы перемен, станет легче ориентироваться у торговых полок, ведь манипуляции и рекламные преувеличения попадают под запрет. За искажение данных, производителей будут штрафовать. Но в нововведении есть минусы, говорят эксперты.
В начале декабря парламентарии одобрили законопроект № 8450 «Об информации для потребителей пищевых продуктов», который усиливает ответственность производителей в части описания свойств и характеристик продуктов питания.
Так, согласно положениям принятого документа, обязательная информативная часть упаковки должна быть читаемой и не перегружена какими-либо графическими элементами, препятствующими восприятию.
«Благодаря новому закону на 10% увеличится шрифт на упаковке. 1,2 мм должна быть информация о составе продукта. Также, производителей обязали указывать содержание пальмового масла. Наличие растительных жиров, жиров неживотного происхождения необходимо будет выделять на этикетке отдельным цветом или стилем», — уточняет председатель правления «Всеукраинской ассоциации «Потребительское доверие» Максим Гончар, добавляя, что объем самой упаковки в связи с изменениями увеличится на 25-30%.
Кроме того, отныне на упаковке должен фигурировать значок о том, размораживался ли продукт, а для замороженных товаров обязательно указание в процентах количества льда или ледяной глазури.
Помимо прочего, для производителей продуктов низкого передела нанесение информации о питательной ценности теперь опционально. Однако для всех производителей обязательным является информирование о присутствии в продукте добавок, способных вызвать аллергию или непереносимость.
За несоблюдение новых правил компаниям грозит штраф в раз мере 15 минимальных зарплат (с 1 января это будет 62 595 гривен) и 10 минимальных зарплат для физических лиц-предпринимателей (41 730 гривен). Ситуацию будет контролировать Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.
Максим Гончар, комментируя новшества, говорит, что в законе есть негативные стороны.
«Теперь производитель не обязан указывать в маркировке химические элементы, входящие в состав, которые якобы не влияют на конечный результат продукта… Например, красители. Если взять вино, то туда добавляют экстракт черноплодной моркови, который дает определенный рубиновый цвет. Либо другие красители, которые невозможно выявить. В Украине лабораторное оборудование намного уступает западным технологиям. Поэтому производители спокойно будут применять опасные химические добавки, и они не будут указываться в маркировке»,- отметил эксперт.
Руководитель отдела тестирования Центра экспертиз «Тест» Нина Кильдий сообщает, что в законе много путаницы, нестыковок и неувязок.
«Например, что касается молочных продуктов, то возникает закономерный вопрос: почему можно будет не указывать их состав? В молочных продуктах может быть использована закваска, белок, сыворотка и т.п. В этом случае у нас может появиться молочная продукция просто из воды. Есть хитрость и касательно ГМО. Если поставщик не указывает в документах, что есть ГМО в продуктах, если поставщик не дал никаких документов, — это основание производителю писать, что в продукте нет ГМО», — говорит эксперт.
Нина Кильдий также обратила внимание на новые требования относительно срока годности продукта.
«В законе допущена неправильная формулировка — указывать только год, без указания месяца. «Употребить до…» – формулировка не совсем правильная. Это плохой подход. К примеру, указывается «употребить до 2020 года», а это целый год. Должен быть указан месяц и год. Отходить от понятия месяца – это неправильно. Срок пригодности продуктов — это ключевой момент, и здесь может быть очень много нарушений», — считает эксперт.
Вместе с тем эксперты подчеркивают, что новые правила о маркировке не должны повлиять на конечную стоимость продуктов.
«Закон принимался в рамках процесса адаптации законодательства в связи с ассоциацией с Евросоюзом и зоны свободной торговли. Заработать он должен через полгода. Мы пользуемся товарами из ЕС и к этому уже привыкли в какой-то степени. Новый закон о маркировке никоим образом не повлияет на цены. Дело в том, что стоимость в основном зависит от платежеспособного спроса населения. И формируется цена в действительности в большинстве своем, не столько исходя из фактической стоимости производства товара, а из реальной ситуации, которая сложилась на рынке в результате конкурентной борьбы», — комментирует эксперт «Экономического дискуссионного клуба» Олег Пендзин.