Кабмин, сорвав сроки приватизации, не получил вовремя 1.9 млрд. долл. кредита от МВФ. А, чтобы транш получить, там решили «создать миф» и вместо наполнения бюджета раздать активы по минимальной цене приближенным людям, отмечают эксперты.
«Чудеса дипломатии»
Кабинет министров Украины на заседании во вторник 4 июля одобрил новый законопроект о приватизации и направил его на рассмотрение Национального совета реформ при Президенте.
«Мы хотим значительно упростить процесс продажи активов»- пояснил вице-премьер-министр — министр экономического развития Украины Степан Кубив.
В тот же день стало известно, что Международный валютный фонд отложил предоставление Украине очередного транша кредита до конца года.
Премьер-министр Владимир Гройсман пояснил, агентству Bloomberg, что транш в 1.9 млрд. долл. отложили якобы из-за затягивания земельной реформы в Верховной Раде.
Но 3 июля сообщалось, что рынок земли больше не является требованием МВФ . В частности, депутат от БПП Алексей Мушак на своей странице в Facebook, подчеркнул, что Президент во время поездки в США проявил «чудеса дипломатии» — попросил снять этот вопрос с повестки дня и глава МВФ Кристин Лагард согласилась.
Отметим, что согласно меморандуму с МВФ, рынок земли должен был заработать с 2018 года, а МВФ отложил транш, который был запланирован на июнь-июль. В чем же дело?
Напомним, МВФ обязал Киев приватизировать Одесский припортовый завод (ОПЗ) до 1 июля 2017 года. В меморандуме об экономической и финансовой политике Украины сказано, что приватизацию ОПЗ планируется завершить в первой половине 2017 года. Кроме того, будет инициирована приватизация других госпредприятий — ПАО «Центрэнерго», «Турбоатом», ряда облэнергоа также «Укрспирта» к концу сентября 2017 года.
Но приватизация буксует не первый год. Поступления в госбюджет от нее по итогам 2015 г. составили 151,5 млн грн, что в 3 раза меньше, чем в 2014-м.
В 2016 году Фонд госимущества (ФГИ) должен был направить в бюджет 17,1 млрд грн, но поступления от приватизации составили лишь 188,9 млн грн.( 11% от запланированного). В частности, на конкурс по приватизации ОПЗ со стартовой ценой 5,16 млрд. грн. не подал заявку ни один инвестор.
В 2017 году объем средств от приватизации также должен составить не менее 17 млрд. грн. Но директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что государство этих денег не получит .
«Теперь решили идти по другому пути – по минимальной цене раздать активы приближенным людям или иностранным заказчикам» — отметил он.
«Отойти от института оценки»
В перспективе Кабмин анонсирует продажу большей части из 3,5 тыс. государственных предприятий. В госсобственности должно остаться не более 300. В качестве объектов приватизации в 2016 – 2017 годах рассматривается около 450 объектов. Из них 20 крупных предприятий, 50 средних компаний и около 380 объектов малой приватизации. Теперь же изменится и классификация предприятий, и методика их оценки.
«Законопроект позволит отойти от института оценки и определить цену объекта исключительно платежеспособным спросом»- подчеркивается на официальном сайте Кабмина.
По действующему законодательству объекты приватизации делятся на группы: «А»- предприятия, где работают до 100 человек с доходом до 70 млн. грн; «В»- свыше 100 чел. и свыше 70 млн. грн. дохода, а также любые агропредприятия; «Г»- предприятия имеющие стратегическое значение, признаки доминирования на рынке или уникальные производства или ; «Д»- объекты незавершенного строительства с земельными участками; «Е»- государственные доли акционерных обществ; «Ж»- объекты социально- культурного значения.
Соответственно, к каждой группе предъявляются особые требования. Например, приватизации не подлежат объекты, которые имеют общегосударственное значение, объекты, деятельность которых обеспечивает социальное развитие, сохранение и повышение культурного, научного потенциала, духовных ценностей и т.д.
Но теперь классификация изменится. Исполняющий обязанности главы Фонда государственного имущества Дмитрий Парфененко, представляя законопроект, подчеркнул, что планируется оставить в классификации лишь два типа объектов приватизации – «крупные» и «малые».
Сроки подготовки объекта к продаже сокращаются вдвое: с двух лет до одного года по объектам большой приватизации, по малой приватизации — с одного года до полугода.
Цену назначат покупатели
К крупным объектам приватизации будут отнесены активы, обладающие высоким потенциалом привлечь иностранного инвестора — таких объектов, будет около 60. Продавать их будут с привлечением инвестиционного советника.
Любопытно, что в оценке ОПЗ в 2016 году участвовала Украинско-венгерская консалтинговая компания «Увекон». Фонд госимущества ожидал участия компаний «большой четверки» (Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte и KPMG), но из-за финансовых ограничений при оплате за услуги по оценке в 200 тыс. грн. данные компании отказались от участия.
Новый законопроект предполагает, что советником при будущей приватизации будет выступать «один из инвестиционных банков с репутацией». Советник будет изучать спрос на объект, общаться с потенциальными покупателями и предлагать стартовую цену. Но и после этого в случае отсутствия покупателя будет возможность снижения цены на объект на 25%-50%.
А вот объекты малой приватизации могут продаваться за 1 гривну. Стартовой ценой будет чистая стоимость активов (стоимость активов «минус» обязательства), или 1 грн, если чистая стоимость отрицательная. В Кабмине поясняют, что открытые аукционы могут проходить онлайн.
«Мы предлагаем уже работающий механизм электронной системы Prozorro»- отмечает первый заместитель Министра экономического развития и торговли Максим Нефедов.
А вот экс-сотрудник Фонда госимущества Дмитрий Качур обнародовал открытое заявление на имя премьер-министра Владимира Гройсмана о том, законопроект подготовлен с нарушениями (без согласия Государственной регуляторной службы).
Эксперт заявил в СМИ, что Кабмин, дескать «создает миф» об упрощении приватизации ради получения транша МВФ.