В мае проведут перерасчет субсидий на следующий сезон. В апреле скидка предоставляется еще с учетом доходов за первую половину 2017 года, а в мае 2018-го — с учетом доходов за второе полугодие. Какие причины пересмотра предоставления субсидий, как это отразится на долгах за коммунальные услуги, с кого снимут субсидии, а также можно ли оспорить это лишение — ГолосUA выяснил у экспертов.
Причины
Минсоцполитики представит в мае Единый государственный реестр получателей жилищных субсидий. Кабмин изменил программу назначения субсидий с 1 мая 2018 года. В частности, субсидия отменяется, если площадь квартиры превышает 120 кв. метров, а дома – 200 кв. м, кроме детских домов семейного типа и приемных семей. Владельцы такой жилплощади будут оплачивать услуги в полном объеме. Кроме того, социальная норма на газовое отопление будет приближена к реальным объемам потребления. Она составит 4,5 куб. м на 1 кв. м площади, электроотопление – 30 кВт на 1 кв. м. Если субсидия будет назначаться на сверхурочную площадь жилья, то норму могут увеличить на 30%.
Люди в Украине вынуждены экономить на самом основном, в частности, на еде. Количество субсидиантов в нашей стране очень большое, но никто не смеет заявлять, что на это нет причин. Ведь цена за коммунальные услуги зашкаливает. Так, согласно официальной политике, мы движемся в Европу, где стоимость коммунальных услуг достаточно высока. Но не высоки наши зарплаты и пенсии. Поэтому сокращение количества субсидиантов на 20% — это на 20% геноцид украинского народа.
«Это решение являются вынужденным. Основной причиной их принятия является недостаток бюджетных средств для частичного возмещения затрат домохозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг. Тех средств, которые выделены в бюджете нынешнего года, с учетом долгов предыдущих периодов (имеются в виду долги бюджета) и возросшая стоимость жилищно-коммунальных услуг явно недостаточна, и это вынудило правительство предпринимать шаги, направленные на сокращение среднего размера выплат. Если сравнивать первый квартал нынешнего года с первым кварталом прошлого года, то средний размер выплат уменьшился на 62%. И второе – необходимо сокращать количество получателей компенсаций», — заявляет член Экономического дискуссионного клуба Геннадий Рябцев.
Это сокращение возможно путем ужесточения контроля над расходованием бюджетных средств, считает эксперт.
«За счет кого можно уменьшить количество получателей субсидий? В первую очередь за счет тех, кто не декларирует в полном объеме свои доходы. Речь идет о перемещенных лицах, то есть, тех, кто приехали из Донецкой и Луганской областей, и, второе, речь идет о тех, кто выехал на заработки за границу Украины. Если следовать логике правительства, то ужесточение контроля, введение новых правил позволит сократить количество получателей субсидий на 15-20%», — отмечает Г. Рябцев.
«Суммы в связи с резким подорожанием газа в 2015 году и количество обратившихся за субсидиями выросли в разы. В 2015 году 5,9 млн домохозяйств, в 2016 году – 7,4 млн, а в 2017 году за субсидиями обратились более 9 млн домохозяйств. А назначено 9 млн и 620 тысячам домохозяйств. То есть, две трети страны с протянутой рукой пошли в отделы субсидий. Точно так же выросли суммы – в 2015 году: было выплачено из государственного бюджета 20 млрд, в 2016 году — 52 млрд, а в 2017 году почти 70 млрд грн. На 2018 год денег в бюджет на субсидии заложено больше, чем на армию. Если на нее выделяется 5% госбюджета, то на социальную помощь — 8%, это нонсенс», — заявил юрист, директор Института города Александр Сергиенко.
Потому правительство идет на всяческие ухищрения для того чтобы сократить эти расходы, сообщает юрист.
«Просто, видимо, в казне не хватает денег. Самое скандальное, это снижение социальных нормативов по потреблению газа (до 4.5 куб. метров на 1 квадратный метр), они называют это приближением к реальному потреблению, но это все фикция, потому что дома у нас все разные, различного времени постройки и термосопротивляемости стен. Поэтому вводить одну норму на всех — это фикция. Второе – это нарушение конституционных норм о равенстве всех граждан по вопросу о невозможности дискриминации по какому-нибудь признаку. Это когда квартира 120 кв. метров или дом 200 кв. метров, и вас по этому признаку лишают даже права обратиться за субсидией. Несмотря на ваши доходы и семейное положение, у вас просто не принимают документы. Это прямое нарушение конституционных норм», — отметил он.
Долги по коммунальным услугам
«Это два параллельных процесса, которые фактически не зависят друг от друга. Долги формируются не из-за того, что выплачиваются или не выплачиваются субсидии, а из-за того, что около половины украинских домохозяйств не в состоянии платить в полном объеме за услуги, предоставляемые предприятиями жилищно-коммунальных сфер. Эти долги – это не столько долги населения, которое изо всех сил пытается платить в полном объеме, а это взаимные долги предприятий поставщиков первичных энергоносителей и поставщиков непосредственно жилищно-коммунальных услуг», — заявляет Г. Рябцев.
Самые большие долги образовались у предприятий, которые покупают природный газ, который затем идет населению или непосредственно, или в качестве тепловой энергии и горячего водоснабжения, считает эксперт.
«Без вмешательства государства я вообще не знаю, как можно решить эту проблему. Существует несколько проектов нормативных документов, в частности, подготовленных Минэнергоугля, которые хотя и временно, но могут решить эту проблему, однако пока что все упирается в позицию Министерства финансов, которое отказывается согласовывать документ, решающий долговую проблему за счет бюджета. Минфин предлагает найти иные пути получения средств для реструктуризации или для списания, или для погашения долгов компаний друг перед другом», — отметил он.
С кого снимут субсидии
«Начнем с того, что это еще не вступило в действие, но, очевидно, будет проведено правительством. Собираются, например, если автомобиль куплен в последние 5 лет и у семьи есть такое транспортное средство, значит, субсидия может быть снята. Ну, кроме тех случаев, если это инвалидное авто, которое предоставлено инвалиду второй группы. Будут учитываться возможные покупки на 50000 грн всех членов семьи, даже дети, если они прописаны в другом помещении, но не в том доме или квартире, где назначается субсидия. Если они купили что-то на такую сумму 50000 грн на протяжении последних 6 месяцев, то субсидия может быть снята. Учитывается не только доход людей, прописанных на данной территории, но и доход их родственников», — заявляет юрист Василий Мирошниченко.
Этого следовало ожидать, поскольку у нас получают субсидию больше половины населения, считает он.
«Следует учесть, что, кроме субсидиантов, есть еще и льготники – те, которые выбрали либо субсидию, либо льготы. Есть те, кто выбрал льготы – им это удобнее. То есть, суммарное число льготников у нас уже под 90% населения. При такой картине просто нереально бюджету управляться с такими субсидиями. Много людей есть, которые вполне могли бы самостоятельно оплачивать, они имею хорошие активы, имеют несколько квартир, несколько новых автомобилей, но вместо того, чтобы сдавать их в аренду, официально получать доход и платить в том числе и за коммунальные услуги, такие люди получают субсидии, хотя у них особых проблем с материальным положением нет», — отмечает юрист.
Во всем мире льготы и услуги предоставляются людям, которые сами не могут платить за те или иные предоставляемые услуги, говорит В. Мирошниченко.
«У нас субсидии начисляют большому количеству людей, которые имеют удовлетворительное материальное положение или у них доходы могут быть небольшие (ну, например, на пенсионерку записали все имущество та или иная семья, и у нее огромная квартира). Будут учитываться и размеры площади квартиры. Субсидия будет сниматься с тех, у кого квартира более 120 квадратных метров. То есть, если площадь больше на 1 кв. метр, то субсидия будет сниматься. То есть, тоже не все учитывается. У кого-то может и 100 метров, но евроремонт и квартира шикарная, рядом с метро, то есть, ее можно было бы сдавать в аренду и справляться с выплатами, а у нас получается, что еще и арендаторы могут получать субсидию по такой квартире, там где хозяин мог бы вполне оплачивать все за эти услуги», — резюмировал он.
Возможность оспаривания
«Людям необходимо обратиться в соответствующие комиссии, которые существую при всех местных органах власти с соответствующим обращением, заявлением, в котором описать ситуацию, в которой они оказались, объяснить, почему они претендуют на субсидию. Каждый случай теоретически должен рассматриваться отдельно на заседании Комиссии по предоставлению субсидии. Эта комиссия, как правило, состоит из более чем пяти, иногда даже 10-15 человек. Эта комиссия может принять решение просто как по заявлению, так и после проведения обследования домохозяйства, которое претендует на субсидию», — заявляет Г. Рябцев.
Можно судиться. Но есть же жесткие рамки, что больше 120 метров квадратных субсидия не будет начисляться. То есть, суд откажет, отмечает В. Мирошниченко.
«Можно добиваться льгот у местного совета. Местный совет имеет право те или иные льготы сохранять, в том числе и по субсидиям, но уже за счет местного бюджета. Сейчас, когда создаются территориальные общины, туда передаются достаточно большие средства и у них такие возможности появятся. Граждане могут обращаться, но такое положение не будет массовым, как правило, большинству будет отказано», — резюмировал он.