Тарас Корпан
07:11 23/09/2018

Новые протесты: «Евробляхеров» направили против Гройсмана и «Народного фронта»

Пока владельцы авто с иностранными номерами проводят акции протеста, появилась новая идея — продавать им украинские номера за 500 евро, вместо упрощения правил растаможки. Эксперты говорят о том, что «евробляхеров» попросту используют накануне выборов.

«За протестами могут стоять люди, близкие к Банковой»

В Киеве у здания Кабинета Министров Украины 19 сентября митинговали владельцы автомобилей с европейской регистрацией (т. н. «евроблях»).

Причиной сбора активистов стало заседание правительства, на котором рассматривали рассмотреть правки в законопроекты, предусматривающие доступную растаможку автомобилей с иностранной регистрацией. Участники акции настаивают на принятии таких правок.

Эксперты напоминают, что массовые протесты владельцев автомобилей с иностранной регистрацией уже проходили в июле. Политолог Руслан Бортник считает, что акции направлены против правительства Гройсмана и против «Народного фронта».  

«Нельзя исключить, что за протестами могут стоять люди, близкие к Банковой», — говорит он.

Напомним, ранее автовладельцы подали в суд иск против Кабмина относительно постановления правительства о присутствии полицейских в зонах таможенного контроля. Ведь 20 июня правительство разрешило полицейским круглосуточно контролировать работу таможенников.  Полицейские и чиновники Министерства внутренних получили доступ к автоматизированной системе таможенного оформления. В ней имеется вся информация о транспорте, который ввезен в Украину.

А согласно постановлению двадцатилетней давности (постановление КМУ 1388 от 7 сентября 1998г) все автомобили, ввезенные в Украину сроком больше чем на 90 дней, подлежат регистрации. В противном случае владельцев должны штрафовать полицейские.  Штраф – от 40 до 50 необлагаемых минимумов (680- 850 гривен). Повторное нарушение в течении года – лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев или административный арест на срок от пяти до десяти суток.

При доступе к автоматизированной системе таможенного оформления полиция получила возможность точно установить, когда машина была ввезена в Украину в режимах «временный ввоз» или «транзит». Ранее такой возможности не было, и полиция не могла доказать нарушение.

После акций протестов, проходивших в Киеве 11-13 июля, премьер Владимир Гройсман пообещал, что полиция больше не будет «кошмарить» владельцев «евроблях».

Но у полицейских по-прежнему имеется доступ к системе таможенного контроля, что не устраивает определенные круги во власти. Ведь само присутствие полиции на таможне, по экспертному, мнению ведет к усилению позиций главы МВД Авакова и его партии «Народный фронт» перед выборами.

Ранее блогер Денис Безлюдько писал: «Министру внутренних дел Арсену Авакову дали доступ к контрабандным потокам на таможне. Раньше – это была вотчина ГФС и СБУ (президентских ведомств), что было несправедливо по отношению к «Народному фронту». Ведь скоро выборы и деньги нужны всем».

 Во время нынешних протестов звучали новые претензии к МВД. Речь идет об ограничении права водителя снимать на камеру действия сотрудника полиции при остановке им транспортного средства.  Кроме того, активисты подняли тему ремонта дорог, и перед участниками акции пришлось отчитываться министру инфраструктуры Владимиру Омеляну («Народный фронт»).

«Заплатить около 500 евро, взять украинский номер и ездить»

В Украине 425 тыс. авто с иностранной регистрацией (при общем числе 9,1 млн зарегистрированных транспортных средств в стране). Часть «евроблях» на балансе польских, литовских, болгарских и других фирм, якобы использующих эти автомобили для работы. 

Еще больше находятся в стране незаконно.  По данным ГФС на начало этого года более 246 000 автомобилей с иностранной регистрацией находятся на таможенной территории Украины с нарушением сроков, из которых в режиме «транзит» более 82 тысяч автомобилей, а в режиме «временный ввоз» более 164 тысяч.

После массовых протестов 13 июля Верховная Рада поддержала в первом чтении изменения Налогового и Таможенного кодексов. По ним должна произойти смена налогообложения единицы объема двигателя на налогообложение единицы легкового транспортного средства. 

Например, предлагается установить базовые ставки акцизного налога для нового автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1000 куб. см в размере 50 евро за единицу и для нового авто с дизельным двигателем объемом 1000 куб. см в размере 75 евро за единицу.  Изменения готовятся ко второму чтению.

Однако, в Кабинете Министров уже заявили, что из-за принятия новшеств бюджет ежегодно будет терять 2 млрд гривен.

«В законопроекте не представлены предложения по финансовому обеспечению или покрытию возможных потерь бюджета, что не согласуется со статьей 27 Бюджетного кодекса Украины», — говорится в заключении Кабмина к проекту закона № 8487, которое попало в СМИ.

Кроме того, заместитель министра финансов Сергей Верланов заявил в СМИ, что проголосованный украинским парламентом в первом чтении законопроект о снижении стоимости растаможки автомобилей на европейских номерах, якобы, не удовлетворил владельцев таких авто.

Депутаты подали к двум законопроектах №8487 и 8488 целых 145 предложений, и профильный комитет должен их изучить и согласиться или отклонить. 18 сентября, Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады уже начал рассматривать предложения к законопроектам. Глава комитета Нина Южанина говорит, что законопроекты, вероятно, будут приняты уже в октябре.

Однако, теперь заговорили о новом законопроекте. Народный депутат Украины Оксана Продан (БПП) заявляет, что этот законопроект предусматривает замену еврономеров на украинские номера по доступной цене.

По ее словам, тот проект, который уже проголосован в первом чтении, имеет изъяны, которые усложняют жизнь владельцев «евроблях». А теперь им предлагают новые условия, предусматривающие вовсе не упрощение растаможки, за которую боролись активисты.

Украинские номера предлагается просто купить. И это, вовсе не те условия, за которые боролись активисты, а совершенно новый закон.

«Согласно нему, все люди, которые сегодня пользуются автомобилями на временных европейских номерах, должны явиться в МВД, взять на себя ответственность за безопасность этого автомобиля, заплатить около 500 евро — это та сумма, о которой все они говорят, что могут ее заплатить — взять украинский номер и ездить», — пояснила Продан.

 

 

Читайте также по теме