Новая программа жилищного субсидирования набирает обороты. По последним данным Министерства социальной политики, в Украине уже около 1,6 млн семей являются получателями государственной помощи, при этом 2,2 млн заявок находятся в стадии обработки.
Новая схема назначения субсидий, запущенная в мае для решения главным образом проблемы многомиллиардного дефицита «Нафтогаза», сразу вызвала шквал критики со стороны экспертной среды. Так, одним из условий получения госпомощи являлась подача декларации о доходах и расходах, которая фактически легализировала фискальный шпионаж в отношении простых граждан. Также система в изначальном ее формате предполагала штрафные санкции за внесение недостоверной информации в бланке декларации и неважно, что послужило поводом для этого – недобросовестный умысел или простая неосведомленность и невнимательность.
Как рассказал руководитель департамента государственной социальной помощи министерства социальной политики Виталий Музыченко, по результатам первой волны реализации программы было выявлено, что многие граждане терялись в определении размера собственных доходов, полученных в прошлом календарном году, и это создавало барьеры. В связи с этим профильное ведомство внесло поправки в программу, и правительство согласились с ними, издав в конце июня постановление №475 «Об упрощении порядка назначения и предоставления населению жилищных субсидий».
«Мы прекращаем практику декларирования гражданами размера доходов. Эту информацию можно получать от Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда. То есть, мы самостоятельно организуем получение цифровых данных. Исчезает всякая необходимость штрафовать человека за ошибки. Норма о штрафовании граждан изымается из порядка получения гражданами субсидий. Не будут включаться отдельные виды доходов. В частности, благотворительная помощь, единовременное пособие, помощь при гибели воинов АТО. Также не будет учитываться единовременное пособие матерям-героиням, пособие на погребение и доходы военнослужащих, участвующих в АТО», — сказал в начале июля министр социальной политики Украины Павел Розенко.
Напомним, на субсидии могут рассчитывать домохозяйства, чьи расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 15% от их чистого дохода. То есть, в любом случае украинская семья будет тратить на коммуналку 15% своих совокупных средств, а затраты свыше указанного процентного порога будут покрываться субсидией. Стоит подчеркнуть, что государство берется компенсировать услуги ЖКХ в рамках социальных нормативов, которые, к слову, были снижены Кабинетом министров в 2014 году.
В целом в правительстве ожидают, что к концу текущего года субсидии оформят около 3,5 – 4 млн домохозяйств и для этого процесса определено бюджетное финансирование в размере 24,5 млрд гривен.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий, убежден, что этих средств не хватит.
«С учетом ожидаемого падения цены импортного газа на 30-35% во втором и третьем квартале 2015 года примем, что субсидии по газовому сектору должны вырасти на 25% — приблизительно до 62,5 млрд гривен. Как известно, в госбюджете-2015 всего на выплату субсидий планируется выделить 24,5 млрд гривен. Еще 28,3 млрд гривен правительство выделит «Нафтогазу». С учетом предположения, что половина данной суммы пойдет на оплату импортного газа, как это было в 2014 году, можно подсчитать, что власти выделят непосредственно на субсидии около 38,7 млрд гривен. Разницу между 62,5 млрд и 38,7 млрд грн, а это около 24 млрд грн, предстоит выплатить гражданам Украины. И это только по поставкам газа, тепловой энергии и горячей воды. А есть еще субсидии на поставки электроэнергии, холодной воды, печного топлива, квартплату. Как известно, стоимость этих радостей жизни для украинцев также резко возросла», — пишет он в прессе.
Добавим, что исполнители программы имеют трудности при получении информации о реальном количестве лиц, проживающих в квартире, так как государство не ведет подобный учет. Это создает коллизию для центров социальной защиты.
«Мы предоставляем право местным комиссиям самостоятельно принимать решения о назначении субсидий семьям в спорных вопросах. В частности, по количеству людей, проживающих в жилом помещении», — констатирует П. Розенко.
В Минсоцполитики подчеркивают, что помимо этого до сих пор не налажена нормальная коммуникация с поставщиками услуг. Это также создает препятствия в полноценном осуществлении программы.
«Основная проблема у нас — проблема обмена информацией с поставщиками услуг. Наши органы не вовремя получают от них отчеты, поэтому мы не вовремя можем начислять субсидии», — акцентирует профильный министр.
В свою очередь А. Сергиенко, директор аналитического центра «Институт города», считает, что новая программа ничего принципиально не меняет: монополисты по-прежнему будут получать государственные дотации, но теперь под видом субсидий, но проблема дефицита НАК «Нафтогаз» формально решена, а требование МВФ выполнено.
«Раньше это назвалось дотациями из госбюджета, погашением разницы в тарифах, а сейчас это просто назвали субсидией. Людям только бумажку на руки дадут, а деньги пойдут монополистам», — говорит он.
Эксперт также уверен, что система субсидирования, бюджет которой превышает бюджет мер по энергоэффективности в 72 раза, не будет мотивировать людей и предприятия внедрять энергосберегающие технологии и устанавливать приборы учета для экономии энергоресурсов.
«Единственное, что делает правительство, – это пытается закрыть людям рот субсидией. Но субсидия – это тоже путь в никуда, потому что если вы или я возьмем субсидию, то нам нет никакого смысла экономить, то есть ставить счетчик, стеклопакеты», – пояснил А. Сергиенко.