Никита Бегаль
07:00 21/03/2016

Новые тарифы на газ: кризис неплатежей и окончательное обнищание украинцев

С 1 апреля страна переходит  на новый формат оплаты услуги газоснабжения. Теперь украинские потребители будут получать две платежки за газ: первая будет включать фиксированную сумму за «доступ к мощности» (абонентская плата в пользу газораспределительного предприятия), вторая будет содержать счет за потребленный домохозяйством газ (плата в пользу компании-поставщика).

То есть, привычная газовая квитанция «похудеет», так как лишится ценового компонента в виде платы за доступ к «распределительной трубе».  В Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) уже пообещали удешевить тариф на газ для населения на 10,4% от летней цены (7,188 грн/куб. м) или на 0,75 грн/куб. м. В то же время  абонентская плата будет иметь два блока:  17 грн/мес (плата при наличии газовой плиты)  и 29 грн/мес (плата при наличии еще и газового котла).

По словам  министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишина, новый метод расчета позволит облгазам полноценно осуществлять свои функции. 

«Чтобы подключить нового потребителя, нужно вкладывать новые средства. Абонплата — это тот вопрос, который призван решить вопросы подключения к сети», — сообщил он.

В свою очередь заместитель главы правления Альянса New energy of Ukraine  Мирослав Боднар отметил, что «размеры платы «за доступ к мощности» рассчитаны таким образом, чтобы каждый облгаз получал ровно ту же сумму, которую получает и при старой системе».  

«В чем преимущество такого решения – упрощаются взаимоотношения на рынке, нет трехсторонних договоров (распредкомпания-поставщик-потребитель). Есть один «вечный» договор между потребителем и распредкомпанией, удается вообще уйти от письменной его формы: условия формирует НКРЭКУ, компания обнародует на сайте, а потребитель – соглашается или просит отключить его от газа… А дальше потребитель может свободно выбирать поставщика газа и подписывать с ним отдельный договор, облгаз на это повлиять не может», – объяснил он.

Помимо этого, говорит М. Боднар, благодаря новому подходу облгазы не будут в летний период формировать перед  НАК «Нафтогаз» долги, основанные на производственно-технологических потерях, а также решится проблема «необоснованно зарезервированных мощностей в газовой системе».

В НКРЭКУ убеждены, что абонплата  сделает газовую сферу более прозрачной и конкурентной,  а также приблизит Украину к европейским стандартам жизни.

Однако наряду с этим существует один неприятный момент: вне зависимости от того, будет ли потребитель использовать газ или нет, абонентская платы будет взиматься постоянно, каждый месяц. 

Также следуют подчеркнуть,  что ценовые значения абонплаты сформированы на основе предельного режима работы распределительных сетей.

«Эта величина в большинстве случаев является избыточной, то есть значительно больше фактической потребности абонента», –  заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. 

Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский отмечает, что  из-за введения абонплаты, украинцы начнут платить в 1,5 раза больше, чем раньше.

«Сейчас говорят о том, что за счет абонплаты будет снижен тариф на  газ для населения. Но сегодня с одного человека (прописанного в квартире – Ред.) мы платим 21,6 грн/мес  без счетчика (при наличии в квартире только одной газовой плиты). Теперь же обещают снижение на 10,4%. В итоге получим 19,44 грн/мес, но если добавить абонплату на газовую плиту (17 грн/мес – Ред.), то получается 36,44 гривны с человека. То есть, практически на 15 гривен больше, чем до анонсированного снижения»,- сообщил он, добавив, что такое положение дел будет выгодно для домохозяйств, которые потребляют свыше 200 кубометров газа в месяц.

Тем временем пока неясно состоится ли 1 апреля очередное повышение тарифов на газ для населения и  теплокоммунэнерго (ТКЭ). Этот вопрос пока обсуждается в министерских кабинетах. Однко «Нафтогаз» имеет однозначную позицию.  

«В марте должны быть изменены тарифы. Если мы этого не сделаем, упустим ключевой момент. Это важно не только для «Нафтогаза», но и для всей страны»,  — сказал А. Коболев.

Напомним,  сегодня главный кредитор страны – МВФ — настаивает на безубыточности  НАК «Нафтогаза» и требует до апреля  установить тариф на  «социальный» газ на уровне 75% от верхней ценовой планки (7,2 тыс гривен за тысячу кубометров), что в пересчете составит 5,5 тыс гривен за тысячу кубометров . Это условие прописано в меморандуме о сотрудничестве между Украиной и фондом, который стороны подписали еще в 2015 году. То есть, если Кабмин даст «зеленый свет» НКРЭКУ,  реальный рост тарифа состоится на уровне 53% или 1,9 тыс гривен. Надо подчеркнуть, что  это будет не последнее подорожание.  Цены на газ, согласно упомянутому меморандуму,  будут «выравниваться» до апреля 2017 года.   

Председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк говорит, что в случае повышения тарифа на 53% стоимость централизованного отопления увеличится в среднем на 80% в месяц, ведь в структуре цены теплоносителя  более 50% занимает газ.

Александр Сергиенко, директор «Института города» сообщил, что после ожидаемого подорожания газа столичные жильцы квартир с площадью 100 кв. м будут платить за тепло почти 3 тыс гривен.   

«В Киеве обогрев 1 кв. м жилой площади составляет 16,14 гривны, то есть отопление 50 кв. м квартиры обходится ежемесячно в 807 гривен. Если стоимость централизованного  отопления вырастет на 80%, это будет почти 1,5 тыс гривен. Если же взять квартиру в 100 кв. м, то в следующем отопительном сезоне стоимость ее отопления составит почти  3 тыс гривен»,  — сказал он.

Отметим, что Украина, согласно обзору Американской торговой палаты, лидер по дороговизне теплоносителя, если сравнивать со странами ЕС. Так, для обогрева 1 кв. м жилья в стране тратится в 2-2,5 раза больше природного газа, чем в странах-членах Евросоюза.

Сегодня существующие тарифы и так неподъемны для большинства граждан. Так, в «Киевэнерго» сообщили, что задолженность жителей столицы за использованную в январе тепловую энергию (отопление и ГВС) увеличилась на 775,3 млн гривен и, по состоянию на 1 февраля, составила 2,7 млрд гривен. При этом на конец января суммарный долг украинцев по оплате жилищно-коммунальных услуг достиг почти 11 млрд гривен, проинформировали в Государственной службе статистики.

«То, что появилась задолженность, показывает: у людей просто не хватает денег для  оплаты, и они даже не смогли оформить субсидии. Нельзя отбрасывать и такой вариант, что в эту категорию попали украинцы с недостаточно высоким уровнем «теневых» доходов, которые просто побоялись оформлять субсидии. А те, кто принимает участие в программе, уже в ближайшем будущем могут быть поставлены перед фактом, что государство станет контролировать не только их уровень доходов, но и условия жизни. С другой стороны, не вижу никаких усилий со стороны правительства, в первую очередь, Минфина, провести с МВФ переговоры, чтобы растянуть повышение тарифов на 3-5 лет. Фактически, МВФ не требует повышения тарифов. Их интересует лишь сбалансированный бюджет и  безубыточный «Нафтогаз», — комментирует эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

По мнению  В. Землянского, дополнительные средства от повышенных тарифов ЖКХ «съест» государственная машина, а отрасль так и не уведет реформирования.

«Либеральная модель – это когда потребитель получает возможность выбора поставщика, более качественной услуги. Но ничего такого у нас не происходит. Сегодня поставщики не имеет возможности закладывать инвестиционную составляющую в свой тариф. По большому счету, идет вымывание этих средств в бюджет. Новые тарифы на газ,  тепло, электроэнергию и на горячую воду – это косвенный налог на потребителя, который никакого отношения ни к реформе рынка, ни к обновлению основных фондов  отношения не имеет», — сказал он.

Напомним, в настоящее время НКРЭКУ регулирует рынок стоимостью около 300 млрд гривен. В марте в стране на 25% повысили минимальный тариф на электроэнергию.  В прошлом году отопление для населения подорожало на 71,5%, ГВС – на 57%, бытовой газ — на 285%.

Читайте также по теме