С 1 июля, согласно законодательству, должен заработать новый рынок электроэнергетики, но в высших эшелонах власти есть противники и сторонники изменений. Почему же так получилось?
Секретарь СНБО Александр Данилюк по итогам майского заседания совета дал понять, что ввод нового рынка электроэнергии с 1 июля не ко времени, призвав Кабинет Министров внести коррективы в действующий закон и передать их на рассмотрение парламента, за которым последние слово.
При этом Данилюк не исключил прямого вмешательства СНБО в ситуацию, если дело пойдет не по сценарию.
«Рада проголосовала за закон, он вступает в силу с 1 июля, и все органы государственной власти и регуляторы должны были к этому подготовиться. Получается так, что регуляторы подчеркивают, что мы готовы это делать, а участники рынка и парламентарии усматривают риски. Сейчас была позиция Президента в следующем: еще раз соберитесь и сформируйте единую позицию. То есть мы дадим определенное время найти компромисс, если нет, то это будет сделано на площадке СНБО», — заявил Данилюк
В то же время Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что « в условиях сплошной монополизации могут возникнуть риски и для производителей, и для потребителей, и для экономики Украины в целом».
«Об этом нас предупреждают международные партнеры», — подчеркнул Владимир Зеленский.
Так, один из партнеров Украины – Всемирный банк — предложил отложить до 1 октября 2019 года запуск нового рынка, объясняя это наличием «технических, нормативных и политических» барьеров.
В Раде уже зарегистрировали законопроект об отсрочке рынка на три месяца (до 1 октября). Более того, он нашел поддержку в профильном комитете Верховной Рады и теперь ждет рассмотрения в сессионном зале.
Однако все по порядку. Что же должно произойти с 1 июля в электроэнергетике?
Согласно закону, принятому еще в 2017 году, стартует второй этап реформы, предполагающий новую модель оптового рынка электроэнергии, при которой бизнес и промышленные потребители получают возможность заключать прямые договора с генерацией и покупать электроэнергию непосредственно у производителя на сутки вперед или на условиях долгосрочного контракта с зафиксированной ценой. Сейчас же все завязано на ГП «Энергорынок», через которое продают и перепродают электроэнергию.
Почему происходит реформирование отрасли? Украина, взявшая курс на евроинтеграцию, обязалась перед Брюсселем добиться демонополизации энергетических рынков. За 5 лет была проведена большая законодательная работа, которая ныне воплощается в жизнь. Так, с 1 января 2019 начал работать розничный рынок электроэнергии, что является первым этапом реформы. Теперь черед за вторым.
Помимо прочего, внедрение закона «О рынке электроэнергии» является условием получения следующего транша макрофинансовой помощи от ЕС в размере 500 млн евро. На выполнение этого закона настаивают зарубежные институции, в частности ЕБРР, Европейское энергетическое сообщество, ЕИБ и USAID.
Сторонники запуска нового рынка электроэнергии предупреждают о потере тысячи новых рабочих мест и многомиллиардных инвестиций в случае переноса сроков реформы.
Так, в Федерации работодателей топливно-энергетического комплекса отмечают, что все участники рынка – представители генерации и потребители готовы жить по новым правилам и времени, оставшегося до старта реформы, хватит для настройки всех процессов и запуска действенных механизмов нового рынка электроэнергии.
По мнению президента Энергетической ассоциации Украины Василия Котко, новая модель оптового рынка создаст атмосферу полноценной конкуренции и прозрачного ценообразования, отчего возникнут предпосылки для снижения стоимости электроэнергии для предприятий.
По словам Котко, сегодня на рынке более 440 поставщиков, что «не позволит проводить ценовые манипуляции».
В то же время на заседании СНБО говорили, что система расчетов не готова, отчего может произойти скачок цен на электроэнергию.
Одним из ярых лоббистов отсрочки запуска нового рынка, близкий к новому Президенту олигарх Игорь Коломойский прогнозирует подорожание электроэнергии в 2-3 раза в случае введения новой модели.
По мнению депутата Мустафы Найема, позиция олигарха обоснована экономическими интересами.
«Если энергорынок заработает, цена на электроэнергию возрастет в первую очередь для промышленных потребителей. В производстве ферросплавов и металлургии, где сосредоточены интересы Коломойского, она составляет до 50% структуры себестоимости. Свободный рынок угрожает лидеру группы «Приват» многомиллиардными потерями. И сейчас делается все, чтобы этот процесс отложить на неопределенный срок», — пишет в СМИ депутат.
Свое слово сказал и премьер-министр Владимир Гройсман. 5 июня на заседании Кабинета Министров он заявил о необратимости ввода нового рынка электроэнергии, проигнорировав требование СБНО об отсрочке.
Также на заседании были отрегулированы нормативные недостатки, касающиеся инструментов PSO и электронных аукционов по продаже электроэнергии по двухсторонним договорам.
Действия Кабмина стали, по всей видимости, ответом Гройсмана на критику Президента в адрес правительства, а также недвусмысленным намеком на нежелание какого-либо политического партнерства с Администрацией Президента.
Теперь мяч на стороне Рады, в стенах которой находится депутатский законопроект об отсрочке.
Если голосование по этому документу не состоится, как это было в случае с президентским законопроектом об импичменте, то СНБО может своим решением директивно заблокировать ход реформы.
Как указывают эксперты, такой поворот событий косвенно подтвердит, что между Зеленский и Коломойским есть взаимодействие по разным ключевым вопросам.