1 января вступила в силу новая редакция Налогового кодекса (НК), которая, помимо прочего, предусматривает общую ставку единого социального взноса (ЕСВ) на уровне 22%. Предполагается, что такой размер взноса позволит легализировать «серый» и «теневой» фонд оплаты труда, чей объем в 2015 году оценивался в 200 млрд гривен. В то же время в Министерстве социальной политики отмечают, что существование общей пониженной ставки взноса усилит финансовый голод Пенсионного фонда Украины (ПФУ), ведь значительную часть поступлений в фонд формирует именно ЕСВ.
Снижение размера ЕСВ с 41% до 22% спикер Верховной Рады Владимир Гройсман охарактеризовал как одну из самых главных побед парламента в прошлом году, а премьер-министр Украины Арсений Яценюк назвал нововведение дополнительным «толчком к экономическому росту страны».
«Это самое радикальное снижение размера ЕСВ за всю историю Украины. Оно даст возможность детенизировать заработные платы, даст возможность для украинской экономики, для украинского бизнеса получить дополнительный ресурс», — подчеркнул глава правительства, выразив надежду на то, что субъекты предпринимательской деятельности пойдут навстречу государству, и будут вкладывать освободившиеся средства в повышение заработных плат и создание новых рабочих мест.
Напомним, утвержденный размер взноса стал плодом деятельности совместной правительственно-парламентской рабочей группы по коррекции налоговой реформы. До принятия изменений в НК между чиновниками и народными депутатами были разногласия в отношении параметров налоговой системы, в частности Минфин видел ЕСВ на уровне 20%, отталкиваясь от концепции 20Х4, а также выступал за ликвидацию «упрощенки», против чего категорично выступали парламентарии.
Сегодня Пенсионный фонд Украины – дотационный монстр, который «не выживет» без государственной поддержки. В прошлом году, чтобы перекрыть его дефицит страна израсходовала 90 млрд гривен. Двукратное снижение ставки ЕСВ отразится на и так неутешительных балансах структуры, ведь взнос подлежит уплате в ПФУ.
По оценкам Министерства социальной политики, из-за нового размера взноса дефицит ПФУ и фондов социального страхования вырастит до 130 млрд гривен.
Как рассказал министр социальной политики Павла Розенко, «весь дефицит, который неминуемо возникнет при снижении ЕСВ, нужно будет компенсировать из государственного бюджета Украины».
«Дефицит в 130 млрд гривен — это больше, чем раньше, но не критично. За счет снижения ЕСВ Пенсионный фонд действительно недополучит около 30 млрд гривен»,- сказал экономический эксперт Александр Охрименко.
По его словам, «дыра» ПФУ будет залатана за счет поступлений от НДС, которые в 2016 году на 60 млрд гривен будут больше, чем в 2015 году. Добавим, что рост платежей по линии НДС состоится в значительной степени благодаря частичной отмене специального режима налогообложения аграриев.
В целом эксперты сомневаются, что новая ставка ЕСВ кардинально что-то изменит, и не ждут тотального «отбеливания» и повышения зарплат. Сегодня из-за «серых» зарплат, которые, к слову, используют порядка 90% украинских работодателей, ПФУ недополучает в виде поступлений и взносов около 70 млрд гривен.
«Повышение заработной платы от уменьшения ставки ЕСВ сомнительно. Думаю, общая налоговая нагрузка, которую создают изменения в НК на бизнес, приведет к тому, что ЕСВ не спасет ситуацию. Надо понимать, что, манипулируя ЕСВ и не создавая стабильной политики, правительство формирует такую ситуацию, в которой предприниматели не доверяют ему. Кроме уменьшения ставок, нужно гарантирование бизнесу какой-то стабильной политики хотя бы на 3-5 лет. Этого нет», — полагает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Экономист Всеволод Степанюк говорит, что в условиях боевых действий на востоке страны внедрять методы либеральной экономики неприемлемо, так как это спровоцирует моментальный отток денег из страны.
«Вместо того чтобы мобилизовать экономику, они (власти – Авт.) делают либеральную экономику, то есть еще ухудшают ситуацию. Эти деньги (освобожденный за счет уменьшения ЕСВ финансовый ресурс – Авт.) тут же перекочуют в оффшоры», — подчеркнул эксперт.
Напомним, в 2014 году Кабмин уже предпринимал попытку реформировать ЕВС. Так, в декабре позапрошлого года парламентарии приняли правительственный «экспериментальный» законопроект №1573, позволяющий при определенных условиях снизить ставку ЕСВ с 41% до 16,4% и внедряющий внушительные штрафные санкции за неоформленного сотрудника.
Его достаточно негативно оценили предприниматели и экспертная среда, так как для применения понижающего коэффициента к ставкам от работодателей требовалось в 2,5% раза увеличить общую базу начисления ЕСВ, на 30% поднять средний оклад и обеспечить повышение среднего платежа за одного застрахованного лица до 700 гривен, при этом средняя зарплата на предприятии должна была быть выше трех минимальных (3 654 гривен в месяц). Специалисты подсчитали, что при таких требованиях выгодней продолжать выплачивать «серые» зарплаты. Также эксперты указали на отсутствие в законе практических механизмов для внедрения пониженной ставки.
В марте 2015 года Верховная Рада, не увидев ожидаемой реакции бизнеса, приняла смягченный вариант «зарплатной » реформы (законопроект № 1863), снизив порог повышения оклада до 20% и отменив норму об уровне зарплаты на предприятии. Однако и этот вариант не принес ожидаемых плодов.
«Снижение ЕСВ даже вдвое – этого недостаточно для стимулирования бизнеса платить налоги. У нас, к сожалению, только-только начала зарождаться культура уплаты налогов, но, вместо того, чтобы ее развить и укрепить, ее искореняют [… ] увеличился налог на доход физических лиц, увеличились налоги на недвижимость, на автомобильный транспорт. Да, было 20% НДС, стало 18%, но это не то, что спасет нашу экономику, и тем более не то, что будет способствовать ее развитию. По сути, в целом, налоги увеличились », — комментирует новый НК глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.