СНБО во главе с Президентом готовится признать Донбасс оккупированным и узаконить применение армии. По экспертному мнению, это попытка не выполнить Минские соглашения, избежать проигрыша на выборах и уйти ответственности за нарушения прав человека.
«Реинтеграция» вместо АТО
До конца нынешней сессии, парламент рассмотрит президентский законопроект о реинтеграции территорий Донбасса. Его анонсировал глава государства, уточнив, что речь идет о предоставлении военным права «действовать адекватно в условиях агрессии».
Политолог Кирилл Молчанов считает, что изменение статуса антитеррористической операции (АТО) приведет к усилению боевых действий на Донбассе. Кроме того, зарубежные партнеры могут предъявить претензии Украине в том, что она не выполняет «минские соглашения», так как решила отменить статус АТО.
«Соответственно, Порошенко может понести имиджевые потери. Но перед досрочными президентскими или парламентскими выборами развитие данного сценария вполне вероятно», — полагает политолог.
Напомним, за три года власти Президента Порошенко его рейтинг упал с 54.7% до 13.2%. А судя по заявлению секретаря СНБО Александра Турчинова, при изменении формата АТО выборов может и не быть.
Он заявил, что пока продолжалась АТО, были проведены президентские, парламентские и местные выборы (они не проводятся при военном положении — авт.) а теперь «пришло время перейти к новому формату».
Законопроект уже одобрили в СНБО и отправили Президенту для внесения в парламент. Согласно календарному плану Верховной Рады, последнее пленарное заседание нынешней 6-й сессии состоится 14 июля. Александр Турчинов прогнозирует, что законопроект будет рассмотрен до каникул.
О чем идет речь? «Необходима эффективная технология защиты страны, а для этого законодательно нужно предоставить Президенту право применять ВСУ и другие военные формирования», — подчеркивает секретарь СНБО.
При этом действующее законодательство предусматривает лишь два случая, когда разрешается боевое применение вооруженных сил — проведение антитеррористической операции и объявление войны. В каждом из них решение Президента об использовании армии должно пройти процедуру одобрения в парламенте, согласно п. 9 ст. 85 Конституции Украины.
Отметим, что антитеррористическая операция (АТО) проводится в рамках закона о борьбе с терроризмом, и должна координироваться Антитеррористическим центром СБУ. Именно СБУ считается главным органом в общегосударственной системе борьбы с терроризмом.
Теперь в СНБО анонсируют создание нового Оперативного штаба с широкими полномочиями – для комплексного управления ВСУ всеми силовыми структурами, а также военно-гражданскими администрациями.
Член СНБО, министр внутренних дел Арсен Аваков заявляет, что нужно пересмотреть статус АТО, поскольку это не операция СБУ – «речь идет о полномасштабной военной операции».
Уйти от ответственности
Кирилл Молчанов допускает, что заявления Арсена Авакова и Александра Турчинова сделаны «чтобы повысить свои ставки перед встречей Петра Порошенко и Дональда Трампа».
Накануне министр иностранных дел Павел Климкин подтвердил информацию о подготовке встречи президентов Украины и США Петра Порошенко и Дональда Трампа в Вашингтоне. Дескать, важно, чтобы Трамп встретился с Порошенко раньше, чем с Путиным (встреча президентов США и РФ должна состояться в начале июля на саммите G20 в Германии — авт.) Но Белый Дом встречу пока не анонсировал.
Примечательно, что первые сообщения СМИ о встрече Порошенко и Трампа появились 14 июня. Заявление Турчинова о пересмотре формата АТО на сайте СНБО датировано 13-ым июня.
В этот день в Женеве был обнародован Доклад Мониторинговой миссии Управление верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ). В нем была подвергнута резкой критике ситуация с соблюдением прав человека в Украине.
Доклад от 13 июня охватывает период с февраля по май 2017 года. УВКПЧ описывает случаи внесудебных казней и других убийств, «предположительно совершенных украинскими силами». Документ содержит описание случаев, когда правоохранительные органы Украины применяли пытки.
В ООН сделали вывод о широко распространенной практике насильственных исчезновений, пыток и жестокого обращения. Там подчеркивают, что жертвы имеют право на доступ к правосудию и незамедлительное возмещение нанесенного им ущерба.
В этой связи нельзя не вспомнить прогноз лидера националистов Олега Тягнибока, о «больших проблемах в международных судах» грозящих властям за использование ВСУ на Донбассе.
«Ведь что такое АТО? Это антитеррористическая операция, и ею руководит один из замов СБУ. Но есть определенные ограничения на использование оружия против народа: так гласит закон», — рассуждал националист в октябре.
14 июня, на следующий день после публикации доклада ООН о нарушениях прав человека, Президент Порошенко заявил о переформатировании АТО. «По моему поручению был разработан проект законодательного акта, который называется «О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса», — заявил Порошенко.
Секретарь СНБО Александр Турчинов отметил, что речь идет о «восстановлении государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями».
Как бы там ни было, применение ВСУ решено узаконить, а неподконтрольные территории признать оккупированными. Значит, власть снимает с себя ответственность за социально-экономическое положение на Донбассе и отказывается от проведения выборов там. Ведь на оккупированных территориях выборы провести невозможно.
Напомним, в 2015 году, на переговорах в Минске, украинская сторона взяла на себя обязанность провести местные выборы и ввести особый порядок местного самоуправления на Донбассе, а также принять изменения Конституции в части децентрализации.
Теперь, признавая территории оккупированными, украинская власть фактически отказывается от выполнения политической части Минских соглашений. Партнеры по минским переговорам – Франция и Германия – пока не высказались.
А В США заговорили об альтернативе. Поддержать альтернативу Минским соглашениям пообещал госсекретарь Рекс Тиллерсон, выступая на слушаниях в Конгрессе 13 июня.