Новый губернаторский пул

Украину накрыла вторая волна губернаторских отставок. Буквально через неделю после того, как Президент сменил власть во Львовской области, а также «зачистил» Одессу от Костусевых-Марковых, начался второй этап кадрових перестановок. И не последний. В перспективе следует ожидать замены главы ОГА Черкасчины Сергея Тулуба: депутаты обратились в Генпрокуратуру с просьбой узнать, откуда у Сергея Борисовича столько недвижимости в Испании и почему он так часто летает за счет налогоплательщиков частным «джетом» за рубежи родины. Николаевский губернатор Круглов, не дожидаясь указа, сам пошел на выборы по одномандатному округу. Победит — получит мандат, не выиграет выборы — тихо сольют. Но вернемся к тем, кого «убрали» с губернаторского поля. Не удалось отсидеться одесскому губернатору Э. Матвийчуку, не удержался в кресле и старожил губернаторского пула Присяжнюк — глава ОГА Ивано-Франковской области. Сам он прогнозировал, что его уволят в 2017 году в связи с достижением критического для госслужащего возраста в 65 лет. Но его предположения не оправдались: Вышиванюк покинул пост на четыре года раньше.
Несложно заметить, что и во второй раз Президент не стал применять к уволенным главам областей политические санкции: снятых глав ОГА немедленно трудоустроили советниками Виктора Федоровича. То есть, они не в опале, а в обойме. Другими словами, Президенту не придется «оправдываться» за неэффективную кадровую политику или проколы на местах: просто для нового момента понадобились новые люди. Вот и все. Итак, кто они, новобранцы нынешнего губернаторского призыва?
На место Матвийчука впервые за многие годы пришел одессит – министр финансов Крыма Николай Скорик. Представил его колегам в зале облсовета вице-премьер Юрий Бойко. Уже сам этот факт позволяет понять, какой группе влияния обязан своим назначением Скорик. Коренной одессит, чья деятельность была много лет связана с «Имэксбанком», в 2006 году был избран депутатом Одесского облсовета, стал председателем собрания, одолев в довольно жестком противостоянии будущего начальника Генштаба Григория Педченко. В ноябре 2010 года, после того, как группа Эдуарда Матвийчука произвела мягкий переворот в областном совете и областной ячейке ПР, Скорик уехал в Крым, где занял кресло министра финансов Автономии, оставаясь при этом депутатом регионального совета. Скорик входил в команду покойного Николая Джарты, а это — хороший штрих в биографии. В какой-то мере он определил новый кадровый виток в карьере Скорика: его назначение на пост губернатора Одесчины состоялось при поддержке группы Левочкина-Фирташа-Бойко и с согласия Сергея Кивалова, который, судя по всему, готовится к «взятию Одессы». По некоторым данным, область могли отдать и Сергею Гринивецкому, который уже был главой ОДА, но все-таки решили остановиться на новом лице.
Еще не остывшее кресло М.Вышиванюка, который был доверенным лицом Януковича на выборах-2010, занял Василий Чуднов: экс-депутат, главный эколог области и руководитель областной организации ПР. Его имя мало известно широкой общественности по той простой причине, что деньги любят тишину, а Чуднов в политику пришел из бизнеса. В 2001 году стал президентом лесопромышленной корпорации «Галичина-лес», в которую инвестировали средства израильских и австрийских компаний, в результате чего компания стала одним из самых мощных в Украине лесообрабатывающих объединений. В «оранжевом» 2004 году Чуднов вступил в ПР, а в 2005-м возглавил строительную компанию «Галичинабуд». Для области он не чужой: родился в селе Космач Косовского района Ивано-Франковской области, да и вся его жизнь и работа проходили на глазах земляков. Какие можно сделать первые прогнозы?
Во-первых, чуть ли не впервые на посты губернаторов приходят не «крепкие хозяйственники» с размытой политической ориентацией, а руководители областных «отделений» Партии регионов или, как в случае со Скориком — обладатели депутатского мандата от ПР. Теперь будет не принято скрывать партийность, она станет доминирующим фактором.
Во-вторых, главами ОГА назначают не «космонавтов», выбранных по принципу личных симпатий или прошлых электоральных заслуг. Нет, это люди с местными корнями, не слишком публичные, достаточно лояльные к власти, но имеющие собственную биографию и позицию. Они не будут вызывать раздражения у «аборигенов», и в то же время способны контролировать ситуацию в регионе ввиду глубокого знания экономической и политической ситуации во вверенных областях.
В-третьих, невооруженным глазом заметно, как набирает силу и влияние группа главы АП С.Левочкина: большая часть кадровых изменений проходит по его рекомендации, а это означает, что именно данная команда будет обеспечивать и процесс, и результат выборов-2015 в тех областях, где сегодня происходят кадровые ротации. Именно поэтому уже говорят о заменах в Харьковской и Запорожской областях: сегодня глава государства вызвал «на ковер» запорожского губернатора А.Пеклушенко, которого будут «спрашивать за Анисима». На подходе — М. Добкин.
В-четвертых, смена руководства в западных регионах Украины (О. Сало во Львовской ОГА, В.Чуднов в Ивано-Франковской) накануне Вильнюсского саммита 28 ноября, говорит о том, что власть «страхуется» в случае провала Ассоциации с ЕС. Судя по тому, что происходит сегодня в ВР с «пакетом», в который вложена судьба Тимошенко, по пессимизму миссии Кокса-Квасьневского и неуступчивости «регионалов» в вопросах обмена Тимошенко на еврокурс, исторического подписания может и не произойти.
Угадайте, кто первым «взбунтуется» против того, что Украина не идет в ЕС, а разворачивается на 180 градусов, лицом к России? Безусловно, жители западно-украинских областей, большинство из которых давно чувствует себя европейцами – по той причине, что живут и работают в Европе. Упрощение визового режима, легальное трудоустройство – вот то, чего ждала Галичина от Вильнюсского саммита. И провал надежд может запросто привести к масштабным общественным протестам, «замешанным» в том числе, и на сложной социально-экономической ситуации. Оппозиция только и ждет такой отмашки: чтобы возглавить колонны протеста и повести их «сбрасывать режим».
Естественно, власть хочет контролировать ситуацию, влиять на местное самоуправление – чтобы не дать разгореться протестному огню. В конце-концов у регионалов есть собственный опыт по созданию в 2005 году Северодонецкой республики. А то, как на местах сопротивлялись «сланцевым соглашениям» с компанией Шелл, говорит о том, что «сюрпризов» следует ждать именно со стороны местных советов.
В общем, новые региональные назначения подтверждают: формируется новая губернаторская команда, из существующего пула постепенно будут выбивать «устаревших» глав ОГА. Новый губернаторский призыв – это, по сути, президентский щит, призванный защитить главу государства от регионального негатива на всех уровнях.

Читайте также по теме