Новый Кабмин при нынешнем госуправлении ничего не улучшит

Отставка Кабмина Азарова, а точнее смена названий должностей министров на и.о. министров вызвала к жизни миф о том, что замена членов кабинета может изменить сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Этот миф невероятно стойкий. Сколько раз в новейшей истории Украины его опровергала действительность, сказать сложно. Но каждое новое правительство работало ничуть не лучше предыдущего, а то и хуже. Локальным апофеозом стало правительство Азарова, проработавшее под руководством Николая Яновича почти четыре года. Единственным его рекордным достижением стала скорость, с которой Кабмин умудрялся одалживать деньги у внешних и внутренних кредиторов. Здесь Азаров переплюнул всех своих предшественников и достиг серьезной величины в 1,5 млрд грн в неделю. До этого момента, столько денег удавалось одолжить в среднем за месяц.
Украина – единственная страна в Европе, которая умудряется жить без программы социально-экономического развития и средне- и долгосрочных экономических задач. И в этом, «заслуга» каждого из бывших в стране правительств.
Поможет ли исправить ситуацию технический кабинет, члены которого не будут иметь политических амбиций? Если не изменить систему принятия решений и взаимодействия как с органами представительской власти на местах, так и с парламентом и президентом, то нет, ничего исправить будет нельзя. В лучшем случае выйдет лишь стабилизировать ситуацию на какое-то время за счет перераспределения ресурсов и привлечения новых займов. И все. Потому что при замене исключительно министров, которые не имеют непосредственных рычагов влияния на губернаторов областей и руководителей президентской администрации на сетах, решения Кабмина могут сортироваться на всех уровнях, кроме центрального. В итоге, может быть окончательно похоронена здравая идея о том, что правительство не должно состоять из политиков. В первую очередь потому, что премьер, который спит и видит себя президентом, будет крайне вреден для экономики, поскольку основной его задачей будет обеспечение своей избирательной кампании деньгами.
Изменить ситуацию может лишь комплексное изменении системы управления, начиная с того, что исполнительная власть должна получить одного главу. Будет ли этот премьер или президент, не так уж и важно. Важно то, что при фактическом двоевластии, чиновники среднего и нижнего звеньев скорее предпочтут вообще никак не реагировать на команды «сверху» чем что-то делать. Постановления «технического кабинета» будут саботироваться. Кроме того, необходимо четко определиться с тем, как система финансирования общегосударственных и местных проектов будет сочетаться с новой властной вертикалью. В нынешней ситуации, когда регионы не имеют достаточного денег, чтобы исполнять принятые советами бюджетов, они полностью зависят от центра. Смысл принятия местных бюджетов при этом вообще пропадает. Если это не исправить, то конфликты между центром и регионами будет вечным.
Пока не будут решены хотя бы эти проблемы, смысла в смене фамилии министров нет. Но пока что парламент озабочен решением совершенно иных вопросов…

Читайте также по теме