Президент сменил главнокомандующего ВСУ из-за конфликтов с Минобороны. Эксперты говорят об укреплении влияния Офиса Президента на силовую вертикаль, но предпосылки для дальнейших конфликтов остаются.
«Можно поставить хоть лучших друзей»
Главнокомандующий Вооруженных сил Украины Руслан Хомчак уволен с должности, вместо него назначен командующий оперативного командования «Север» Валерий Залужный. Хомчака отправили работать в аппарат СНБО, уволив отуда другого генерала.
«Это решение Президента. Владимир Зеленский не сомневается в патриотизме, верности присяге, профессионализме Хомчака, но президент хочет видеть синергию между Минобороны и ВСУ. Так вот, синергии, к сожалению, не видим, видим, наоборот, конфликты», — пояснил накануне пресс-секретарь президента Сергей Никифоров.
Напомним, что в июне сообщалось о задержках зарплат венным. Писали, что задолженность перед военнослужащими за период с 1 января по 15 мая 2021 года выросла почти в три раза. Директор Украинского института будущего Вадим Денисенко писал в Facebook: «Задолженность перед военнослужащими достигла почти 1 млрд., или плюс 600 млн. за полгода. Министр обороны уже семь или восемь месяцев не разговаривает с руководителем Генштаба. И даже поездка на фронт их примирила. Они просто не общаются».
Денисенко отмечал, что задолженность перед военными имеется на фоне того, что государственный бюджет за первый квартал выполнен на 106%, а на прошлой неделе было продано облигаций на 19 млрд. грн.
Издание «Військовий кур’єр України» цитировало доклад начальнику Генштаба, датированный 25 мая, где ситуация по выплатам названа критической «Это вызывает напряжение в воинских коллективах и семьях военнослужащих», – говорилось в докладе.
Позже сайт Минобороны сообщил: представители министерств обороны и министерства финансов «определили шаги по финансированию социальных выплат военнослужащим в полном объеме».
Отметим, что в соответствии с реформой по стандартам НАТО, министерство обороны возглавляет гражданский чиновник Виктор Таран. Однако, на самом деле Таран – бывший генерал, ушедший в запас пять лет назад с поста первого заместителя командующего сухопутных войск. Когда он возглавил минобороны в марте 2020 года произошла еще одна реформа: была введена должность главнокомандующего ВСУ.
До того главнокомандующим считался начальник Генштаба. А в марте 2020 эти должности разделили. Первым по времени главнокомандующим стал Руслан Хомчак, который до того руководил Генштабом. А начальником генштаба вместо него назначили тогдашнего первого зама Сергея Корнейчука.
Сейчас пост главнокомандующего считается высшим в вооруженных силах. Но на деле главнокомандующий все равно остался в подчинении Минобороны. По закону он отчитывается как перед Президентом (Верховным главнокомандующим), так и перед министром обороны.
Еще зимой советник главы Офиса президента Алексей Арестович сетовал изданию strana.ua, что полномочия министра обороны и главнокомандующего ВСУ законодательно не разграничили. «Военные и политики постоянно «налазят» друг на друга своими решениями. И пока не урегулировано разделение их полномочий, во главе этих ведомств можно поставить хоть лучших друзей, но через неделю они станут худшими врагами», — говорил он.
«И ничего там сложного нет»
Новый главнокмандущий ВСУ Валерий Залужный заявил в интервью: «Один из принципов — четкое распределения по функционалу: между Минобороны и Генштабом, между видами и тому подобное. Если эти принципы сформируют на законодательном уровне, нам как простым исполнителям ничего не останется, как овладеть стандарты. И ничего там сложного нет».
Отметим, что по задумке натовской реформы, министерство обороны, в котором работают гражданские чиновники, должно обеспечивать армию всем необходимым по заказу Генштаба. Считается, что министерство должно осуществлять демократический гражданский контроль, предоставлять ресурсное обеспечение армии, а также определять оборонную политику. На самом деле происходят трения.
Так, в январе начальник Генерального штаба Сергей Корнийчук и главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак подали в суд на министерство обороны после того, как министр Андрей Таран вынес им строгий выговор по результатам некоего служебного расследования. Генералы сочли, что министр обороны не имел права делать им выговор и превысил свои полномочия.
Стоит отметить, что начальник Генштаба определят потребностей в ресурсах, необходимых для надлежащего выполнения задач ВСУ, а главнокомандующий осуществляет «контроль состояния обеспечения армии военной техникой, вооружением и другими ресурсами». А поскольку обеспечением занимается минобороны, выходит, что это главнокомандующий должен контролировать, как выполняет военный заказ министерство.
Советник главы ОП Алексей Арестович говорил, что в профильном комитете Верховной Рады задача на этот год – разграничить их полномочия на законодательном уровне. «Многие подзаконные акты устарели, и их нужно заново переписать. А после разделения должностей министра обороны и главнокомандующего Вооруженными силами этого не было сделано. Поэтому и имеем сейчас правовую коллизию», — цитировало Арестовича издание strana.ua.
Издание называет министра обороны Андрея Тарана «человеком, близким к главе Офиса президента Андрею Ермаку». А относительно нового главнокомандующего Валерия Залужного, приводит слова из Facebook доверенного лица Порошенко Семена Кабакаева: «Вместо Хомчака назначили Валерия Залужного, который как я понимаю, является старым другом Арестовича и Романа Машовца, который работает заместителем Ермака».
Информированный политолог Владимир Фесенко рассудил в Facebook, что «Президент Зеленский и Офис Президента хотят навести порядок в этой сфере и усилить личную ответственность руководителей ведомств в секторе обороны и безопасности за выполнение поставленных задач».
Как пример, он указал, что за последние дни произошло существенное обновление руководства в секторе обороны и безопасности (Минобороны, СБУ, СВР, Генштаб).
Отметим, что ранее был уволен многолетний министр внутренних дел Арсен Аваков (который, по данным СМИ, выступал категорически против смены руководства Минобороны и главнокомандующего).
Любопытно, что смену главы МВД политологи также поясняли стремлением Президента Зеленского получить полный контроль над силовиками. Сейчас исполнительный директор Украинского института будущего Вадим Денисенко пишет в Facebook, что в последние недели начался процесс переформатирования вертикали власти.
«Освобождение правой руки Ивана Баканова, замена руководителей МВД и Генштаба, поиск новых министров обороны и юстиции — все это попытка создать новую, «более свою» вертикаль. В этом нет, на самом деле, ничего плохого — каждый лидер строит свою вертикаль. Но, начиная с осени, перед Зеленским станет один из важнейших вопросов двух лет правления: это вертикаль людей или вертикаль функций и смыслов. И изменение 2-3 человек не дает ответа на эти вопросы», — рассудил Денисенко.