НАК «Нафтогаз» получил новый набсовет, независимый статус которого обеспечивает поддержку реформ со стороны западных партнеров. Впрочем, как говорят эксперты, обновленный состав органа может повторить судьбу прежнего, столкнувшись с нежеланием властей проводить реальные преобразования в нефтегазовом секторе.
В ноябре Кабинет Министров утвердил новый наблюдательный совет Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», отменив до этого конкурсный отбор членов органа и делегировав МЭРТ формальное право предлагать кандидатов для совета.
А во второй половине декабря стало известно, что орган возглавила гражданка Великобритании Клэр Споттисвуд, которая в 90-х трудилась в Oil & Gas Authority (регулятор нефтегазового рынка Соединенного Королевства).
Также в набсовет в качестве независимых членов вошли Бруно Лескуа (Франция), занимавший руководящие посты в компании Gaz de france, Амос Хохштайн (США) и Стив Хейсом (Канада). Также орган пополнили представители государства — экс-глава Минэнерго Владимир Демчишин (от Администрации Президента), который получил должность зампредседателя совета, и председатель правления «Укрэксимбанка» Александр Гриценко (от Кабинета Министров).
В сентябре, напомним, набсовет «Нафтогаза» лишился трех независимых представителей — главы Пола Уорвика, а также двух членов — Маркуса Ричардса и Чарльза Проктора. Иностранные специалисты объяснили свою добровольную отставку тем, что власти тормозят процесс реформирования «Нафтогаза».
«Несмотря на заверения, данные членам наблюдательного совета представителями высшего политического руководства Украины, в течение последних пяти месяцев (с апреля по сентябрь – Авт.) не произошло никаких существенных сдвигов. Ни одно из действий, которые находятся под контролем правительства, не было выполнено. Напротив, уровень политического вмешательства в работу «Нафтогаза» продолжает расти и стал, к сожалению, очевидной нормой», — написали тогда в своем официальном письме Уорвик и Ричардс.
Реформа, о которой идет речь, касается корпоративного управления НАК «Нафтогаз». Так, нефтегазовый монополист должен пройти процесс разукрупнения (анбандлинга). Разъединение активов НАК прописано в ранее принятом законодательстве и соглашении о членстве Украины в Европейском Энергетическом Сообществе. Подписав этот договор, Украина обязалась применить правила так называемого Третьего энергетического пакета ЕС. В частности, в документе говорится о необходимости признать, что транспортировка, продажа и хранение газа – дело трех отдельных независимых структур, а не одной компании, как в случае с «Нафтогазом».
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский не верит в эффективность нового набсовета.
«Я прогнозирую, что нынешний состав наблюдательного совета НАК «Нафтогаз» повторит судьбу своего предшественника. Нужно понимать, что не происходит каких-либо изменений в НАК «Нафтогаз Украины», а все что делается, носит показной характер. Я думаю, что новый набсовет не захочет брать на себя ответственность за отсутствие проведения реформ в сфере. Новички в набсовете прекрасно понимают истинное положение дел – входить в конфликт с Кабмином, не имеет смысла. Мотивация для отставки будет такая же, как и у предыдущего состава набсовета», — заявил В. Землянский.
В свою очередь Геннадий Рябцев, эксперт топливного рынка, директор специальных проектов научно-технического центра «Психея», имеет противоположную точку зрения.
«Не исключено, что после начала работы наблюдательного совета и получения им первых результатов аудита деятельности компании, будут приняты кадровые решения и будут ускорены выполнения международных обязательств Украины по анбандлингу», — заявил эксперт.
По мнению Г. Рябцева, «Нафтогаз», 100% акций которой принадлежит государству, продолжительное время был практически неподконтрольным из-за отсутствия независимого совета.
«Решение Кабмина по утверждению состава является давно ожидаемым и на это решение многие эксперты возлагают большие надежды. Эта обусловлено достаточно сомнительными результатами работы нынешнего менеджмента «Нафтогаза» как внутри страны, так и во взаимоотношениях с международными партнерами. Сомнения в высокой эффективности работы топ-менеджмента «Нафтогаз» высказывались и профильным вице-премьер министром, который неоднократно подчеркивал свои сомнения в целесообразности дальнейшего функционирования компании, которая сама по себе ничего не добывает, не транспортирует и не производит», — отметил он.
Напомним, в 2016 году «Нафтогаз» прекратил быть дефицитной госкомпанией после внедрения «европейской формулы» при ценообразовании на газ Стоимость «голубого топлива» для населения возросла в разы, а «Нафтогаз» за последние 5 лет получил чистую прибыль в размере 26,5 млрд гривен. При этом заработная плата главы «Нафтогаза» Андрея Коболева в 2016 году выросла в 17,5 раз — на 18,2 млн гривен — до 19,3 млн гривен.