C 2017 года в Украине начал действовать новый порядок выдачи свидетельства о праве на совершение нотариальных действий по оформлению наследственных прав, внедренный указом Минюста №3595/5 от 17 декабря 2016 года. По мнению нардепов и адвокатов, это новшество было призвано помочь жителям сельской местности в оформлении объектов наследования – в том числе и земли. Но фактически новая процедура лишь подвергла риску права селян законно наследовать в собственность, в частности, земельные участки.
Благие намерения властьимущих
Возможно, Минюст и Верховная Рада Украины, внедряя новый порядок оформления документов на наследственное имущество, хотели снизить влияние нотариусов на процесс. Ведь к тому времени СМИ опубликовали ряд материалов о нечистых на руку нотариусах. Так, в 2013 году в Киеве заговорили об одной квартирной афере с участием «черных» нотариусов, которые незаконно переписывают имущество на новых владельцев. Пока 58-летняя киевлянка Серафима Гороховская была в Америке, ее квартиру в Киеве перепродали мошенники. Как выяснилось, это сделала та же группировка, которая ранее по подобной схеме лишила жилья киевского художника Алексея Попандопуло и известного врача Василия Новицкого. Следствие установило, что преступлениям способствовали одни и те же «черные» нотариусы.
А, например, в 2016 году нотариус Оксана Буряк незаконно переписала 52 квартиры киевлян, частных лиц, на фирму. Конечно, чиновники Минюста после коллективной жалобы жильцов дома со всем разобрались и нотариуса Буряк лишили права заниматься нотариальной деятельности. Кроме того, ведомство отменило 52 регистрационные действия указанным нотариусом.
Однако на практике эти благие намерения властьимущих привели не совсем к тем последствиям, которые заявлялись исполнительной и законодательной властью. Рассмотрим все по порядку.
Итак, в соответствии с текстом указом Минюста №3595/5, он вступил в полную юридическую силу 30 декабря 2016 года, когда и был опубликован на сайте ведомства.
Но фактически Верховная Рада Украины внедрила законодательные основы для этого новшества еще в 2012 году, когда был принят в первом чтении законопроект №0985. В 2014 году Президент Украины внес в документ свои правки и закон вступил в силу. Но до сих пор Минюст медлил с принятием нового порядка оформления наследственных прав вплоть до декабря 2016 года, тем самым тормозя внедрение новшества.
Однако же это означает, что с 2014 по 2016 гг., пока новые нормы в наследственном праве не действовали, у нардепов было время подкорректировать сомнительные нюансы документа, если они хоть в чем-то ущемляли права жителей сельской местности, которые желают оформить наследственные права.
Предложенные в законопроекте № 0985 новшества позволяют жителям сельской местности не ездить к нотариусу в областной центр, если нужно было оформить право на наследство. Эта мера должна была также сократить расходы сельчан на оформление документов, говорит юрист Андрей Меркулов.
Как подтвердил адвокат Виталий Марцелюх, соответствующие приказ Минюста и закон должны были упростить процесс оформления наследства. «Теперь и завещание, и свидетельство о праве на наследство можно оформить в сельсовете», — говорит он.
Однако же не все так гладко, как выглядит на первый взгляд. Например, у специалистов Главного юридического управления Рады к нормам указанного закона возникли претензии. Еще в 2012 году они рекомендовали отклонить предложенные в Гражданский кодекс Украины и закон Украины «О нотариате» изменения, согласно которым должностным лицам сельских, поселковых советов и других органов местного самоуправления в населенных пунктах, где нет нотариусов, будет предоставляться право совершать нотариальные действия относительно наследства. «В случае передачи органам местного самоуправления полномочия по выдаче свидетельства о праве на наследство государство не может гарантировать профессионализм и бесспорность совершенных этими органами нотариальных действий», — предупредили юристы парламентариев.
По их словам, «введение путем внесения изменений в Гражданский кодекс Украины порядке выдачи свидетельства о праве на наследство сельским, поселковым советом является юридически некорректным учитывая коллегиальность и сессионный характер работы этого органа, с одной стороны, и установленными законами Украины сроками принятия наследства, с другой стороны. Кроме того, возложение на сельские и поселковые советы функций нотариата не соответствует положениям части третьей статьи 143 Конституции Украины, согласно которой органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Также законопроект имеет ряд внутренних неувязок. В частности, это касается одновременного предоставления одних и тех же полномочий сельским, поселковым советам и должностным лицам этих органов местного самоуправления, противоречит части второй статьи 19 Конституции Украины и не отвечает требованиям качества закона в контексте верховенства права, гарантированного статьей 8 Конституции Украины», — добавили юристы Рады.
Парламентские юристы также напомнили, что принятие этого закона повлекло нарушение Регламента Рады, когда потребовалось внести изменения в законы Украины «Об оценке земель», «О Фонде государственного имущества Украины», «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации относительно реализации положений Государственной программы приватизации на 2012-2014 годы», а соответствующие изменения вообще не подавались на научную экспертизу Главного юридического управления ВРУ.
Таким образом, данный закон содержит нормы, легитимность принятия которых вызывает большие сомнения, прокомментировал ГолосUA юрист А. Меркулов.
Сбои в работе государственного реестра
Однако же, как говорят юристы, есть и другие недоработки в процедуре оформления наследства украинцами. Например, сбои в работе Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество. Этот факт подтвердил в 2017 году директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник.
"Сейчас наблюдается массовое рейдерство путем вмешательства в реестры собственности: владелец из него выбрасывается и вносится фамилия другого лица", — сказал он.
При этом нотариусы, к которым корреспондент ГолосUA обратился за пояснением по ситуации с «выбрасыванием» владельцев, заявили: проблема не в том, что в работу Реестра гипотетически могут незаконно вмешиваться злоумышленники посредством «черных» нотариусов.
В частности, нотариус Иван Николаевич сообщил ГолосUA, что в своей практике не сталкивался с тем, чтобы кто-то из собственников недвижимого имущества был лишен его в результате вмешательства в данные Госреестра.
«По поводу того, что из Реестров выбрасывают собственников, я вам сказать ничего не могу, с этим не сталкивался, слава богу. А что касается того, что постоянно происходят DDoS-атаки на сервер Министерства юстиции, есть такая проблема. Но я не программист, детально объяснить не могу, но суть в том, что если осуществляется эта атака, то риску подвержены все данные, которые в этой базе», — сказал нотариус.
А специалист по администрированию баз данных Андрей высказал ГолосUA мнение, что DDoS- атака может быть началом крупной преступной операции по ликвидации базы данных, информации в Реестре.
«Для того чтобы отражать DDoS-атаки, в структуре (Минюста) должна работать целая группа IT-специалистов. Зарплата каждого из таких спецов стартует от 1 тыс. долларов США. Не все организации, предприятия могут себе позволить такую роскошь», — сказал он.
В то же время, во время DDoS-атаки никто из пользователей базы данных не может получить доступ к этой информации, потому что сервер, как принято говорить в среде программистов, «лежит». То есть пока Реестр «лежит», его пользователи – нотариусы, госрегистратор, органы местной власти, — не могут войти в эту базу и оформить документы, пояснили ГолосUA в Нотариальной палате Украины.
И вот тут назревает еще одна проблема: ни один нотариус не может начать оформление документов на наследство, если данные об объекте наследования не внесены в Государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество или нет доступа к этому реестру, говорит государственный нотариус Мария Шапченко.
«Оформление права на недвижимое имущество у нас осложнено тем, если данные об объекте недвижимости нельзя увидеть в Реестре недвижимого имущества. С 1 января 2013 года у нас есть Реестр имущественных прав, где вся недвижимости регистрируется. А до этого с 2004 года у нас все регистрировали в Бюро технической инвентаризации и у них был электронный Реестр недвижимого имущества. Если объект внесен в Государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество, нотариус видит его в электронной форме, то вопросом с оформлением наследства не возникает. Потенциальные наследники предоставляют правоустанавливающие документы, которые есть на это имущество, потом нужно взять информационную справку из Реестра, и оформляется наследство», — сказала она.
Нотариус Иван Николаевич также указал, что не во всех сельских советах по состоянию на начало марта 2017 года было нужное техническое оборудование для того, чтобы подключиться к государственным Реестрам.
«Не везде есть такие специалисты с опытом работы с базами, Реестрами соответствующим образованием. Не везде есть подключение к Реестрам, и не везде установили оборудование», — сказал он ГолосUA.
Если смотреть на указанную проблему с недоработанной процедурой и «виснущей» технической базой для регистрации прав наследования в масштабе отдельных сел, ситуация выглядит исправимой. Поскольку хоть это и сложно, но из села можно таки добраться до офиса нотариуса в областном центре и как-то справиться с ситуацией без вмешательства местной власти. А вот если смотреть на эту проблему в масштабах грядущей земельной реформы, когда нардепы собираются сделать землю товаром и узаконить ее продажу, то происходящее с Реестром недвижимого имущества выглядит частью большого плана – плана о масштабном присвоении земельных участков, высказал версию юрист Андрей Меркулов.
Иначе почему за два года существования законопроекта, который предоставил сельским и поселковым советам право регистрировать наследственное право, процедуру не доработали так, чтобы вопросов не оставалось?