Если «посыплется» УПЦ , верующие, вопреки ожиданиям властей, могут перейти не в новую автокефальную церковь, а в румынскую, польскую и даже сербскую юрисдикции. Кроме того, изменят свой канонический статус Донбасс и Крым.
Румынская патриархия уже назначает епископов
По просьбе украинских властей Константинопольский патриархат заявил, что «отменяет решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата», и создает свою юрисдикцию в Киеве. Власти намерены считать «Украинской православной церковью» новую структуру, которая получит Томос (указ патриарха). Ожидается, что в новую автокефальную церковь перейдет значительное число верующих нынешней УПЦ Московского патриархата. Но в ряде регионов намечается другой процесс.
Глава информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Климент проинформировал, что румынский патриарх уже рукоположил двух епископов для окормления населения украинской Буковины.
«Эти епископы еще не приехали еще как экзархи на территорию Украинцы, не потому, что им кто-то не разрешил, а потому, что Румынская патриархия выжидает удобного случая. И этот случай все ближе», — сказал он.
Архиепископ напомнил о многочисленных сообщениях СМИ, что часть румыноязычного населения получает паспорта румынского государства и фактически имеет двойное гражданство.
«Нетрудно прогнозировать, что может произойти вечером того дня, когда изменится каноническая ситуация в Украине», — подчеркнул церковник.
Следует отметить, что в 1940 году король Румынии Кароль II принял ультимативную ноту советской стороны и передал Бессарабию и Северную Буковину СССР. Территория была освобождена от румынской оккупации советскими войсками, и была передана в состав Молдавской ССР и Украины, над храмами восстановлена юрисдикция Московского Патриархата.
После распада Советского союза Румынская патриархия неоднократно принимала попытки восстановить свою юрисдикцию. В частности, в 2007 году было принято решение Бухареста о создании новых епархий на канонических землях УПЦ. В 2011 году открытие храма в Измаильском районе Одесской области привело к обострению отношений между Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (УПЦ МП) и Румынской Православной Церковью.
Синод УПЦ тогда констатировал, что с румынской стороны не поступало ни одного обращения с просьбой разрешить освящение упомянутого храма, находящегося на канонической территории Украинской Православной Церкви.
Теперь события приобретают новый оборот. «Румынская патриархия не скрывает своего несогласия с тем, что по результатам Второй мировой войны земли отошли к Украине . В церковном плане это несогласие высказывается очень громко. Территория, которая граничит с Румынией в течение длительного периода ощущает «ненавязчивые» действия со стороны румынской патриархии по отношению к территории Буковины, части Одесской области, части территории Закарпатья».
Закарпатье, Галичина, Волынь получены от Сербской и Польской церквей
Архиеписком Климент констатирует, что Мукачевская и Ужгородская епархия была учреждена в 1945 году после присоединения Закарпатья к Украине.
Сегодня УПЦ Московского патриархата, несмотря на все коллизии, доминирует в регионе. Ей принадлежит 40% культовых сооружений в области и более половины верующих. Греко-католики, которых наполовину меньше, имеют 25% храмов. Остальные принадлежат католикам и протестантам различных направлений. Киевский патриархат и Украинская автокефальная церковь имеют до двух десятков церквей и часовен.
«Не нужно быть стратегом, чтобы предположить, какая будет реакция (не епископата, не священников, а местного населения) на решения власти об изменении юрисдикции УПЦ, которая охватывает большинство населения Закарпатской области. Никогда на Закарпатье местное население не согласится ни на какие автокефалии», — сказал священнослужитель УПЦ.
Он напомнил, что до присоединения к Украине Мукачево-Пряшевская епархия была под юрисдикцией Сербского патриархата.
«Мы прекрасно понимаем какие отношения с соседней Венгрией. А Венгрия — это каноническая территория Сербской патриархии», — отметил Климент.
Также архиепископ напомнил, что территория Волынской, Ривненской, Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской областей была присоединена к Украине в 1939 году. Епархии Московской патриархии там учреждены в 1939- 1941 гг. А до этого территории относились к Польской православной церкви, получившей автокефалию от Константинополя в 1924 году. Эта автокефалия не признавалась Москвой и в современной форме Польская церковь была учреждена в 1948 году.
«Если сходить из риторики Константинополя, то он уже предоставил автокефалию Польский церкви, а потом от нее часть регионов была присоединена к Украине. Если сейчас подвергать ревизии документы даже не трехсотлетней давности, а совсем недавние документы мы со свей очевидностью можем ожидать появления очагов сепаратизма на западе Украины, очагов нестабильности по всему периметру страны», — считает архиепископ.
Кроме того, он спрогнозировал изменение канонического статуса Крымской епархии УПЦ, части Донецкой и Луганской епархий, которые ожидаемо не примут автокефалии от Константинополя.
«УПЦ- единственное что осталось украинского на территориях самопровозглашенных республик. Донбасса и на территории Крыма. Получается, что решениями власти перечеркиваются все стремления возвратить эту территорию», — резюмировал архиепископ Климент.
«Подстрекательский характер»
Для получения Томоса об автокефалии анонсируется проведение объединительного собора с участием 41 архиерея Киевского патриархата, 12 архиереев УАПЦ и некоторого числа архиереев УПЦ Московского патриархата.
Наиболее вероятным претендентом руководителем новой церкви является глава Киевского патриархата Филарет. Он имеет явное большинство на будущем соборе, и может возглавить новую церковь, если голосование состоится.
Однако, уже возникли разногласия меду УАПЦ и Киевским патриархатом. Глава УАПЦ Макарий рассказал журналистам, что разговор с Филаретом «перерос в спор» и что это общение его «потрясло». «Еще устав мы не готовим, названия ей нет. Нет статуса или модели, которая будет, строй или патриарший, или митрополичий. С чем идти на собор?» – сказал он.
По словам Макария, он хотел выяснить, какая модель будет митрополичья или патриаршая.
«А он со злобой сказал, что не будет, будет патриаршая. А экзархи ничего не говорят. Вот такое дело», – отметил митрополит Макарий.
Напомним, что константинопольский патриархат в рамках предоставления автокефалии назначил двух экзархов в Киев- архиепископа Даниила из США и епископа Иллариона из Канады (оба-выходцы из Украины).
Однако, патриархия непризнанной Турецкой православной церкви (имеющая официальное признание турецкого правительства) направила иск в прокуратуру Стамбула с требованием возбудить уголовное дело против Константинопольского патриархата. Дескать, действия Константинополя выходят за рамки религиозных обязанностей, нарушают Лозаннское соглашение 1923 года, «носят подстрекательский характер и могут спровоцировать конфликт между странами региона».
Там утверждают, что у патриарха Варфоломея нет полномочий отправлять своих экзархов в Украину и давать автокефалию ее церкви. Там ссылаются на договор, оформивший распад Османской империи и закрепивший территорию Турецкой республики.
«Статус Константинопольского патриарха, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в Турции греков», — утверждают в Турецкой церкви.