Это событие привлекло к себе внимание сотен миллионов людей во всем мире. О нем наперебой говорили и до сих пор говорят как президенты, так и домохозяйки от Аляски до Новой Зеландии, а прогнозы на его предмет делают и маститые обозреватели, и букмекеры в частных игровых конторах. Речь идет о поистине историческом визите на Кубу Госсекретаря США Джона Керри.
Не далее как 15 августа этот высокопоставленный американский чиновник впервые за последние 60 лет новой истории поднял над посольством своей страны в Гаване флаг Соединенных Штатов. И заявил: отныне две страны постараются забыть о былых разногласиях и начнут новый этап взаимоотношений, базирующихся исключительно на дружбе и сотрудничестве. Оптимисты уже выразили надежду на то, что в ближайшее время на Кубу настоящим потоком хлынут американские инвестиции, и уровень жизни на Острове Свободы вырастет в геометрической прогрессии. Скептики говорят о новом Рубиконе, в двусторонних контактах, перейти который не смогут ни Вашингтон, ни Гавана.
Дееспособности Государственного департамента США можно лишь позавидовать. Не прошло и двух месяцев с тех пор, как ведомство исключило Кубу из списка «стран-спонсоров терроризма», а Керри с импровизированной трибуны в кубинской столице обещает потенциальным партнерам всеобъемлющую помощь в оздоровлении экономики островного государства. Еще не вступили в силу постановления об отмене санкций против той же Гаваны, а американские дипломаты с присущей им самоуверенностью заявляют о необходимости увеличения инвестиций в сельское хозяйство Кубы и поддержке сферы туризма. И, наконец, еще власти Острова Свободы не определились с характером политических реформ в своей стране, а официальный Вашингтон уже окрестил их по аналогии с советскими — перестройкой.
Похоже, те же кубинские власти напора и некой эйфории пресловутого Вашингтона разделять не торопятся. Руководитель Кубы Рауль Кастро в своем телевизионном обращении к согражданам заметил, что возобновление диалога с США отнюдь не означает «поворот на 180 градусов» и переход страны на капиталистические рельсы. "Мы остаемся верны идеям Революции, и никто не собьет нас
с пути, на который мы ступили в начале шестидесятых годов", — довольно жестко и не двузначно резюмировал он. Дескать, в контактах с Соединенными Штатами Гавана действительно будет проводить политику сотрудничества и взаимопонимания, однако она не позволит соседям диктовать ей свои условия.
Это, похоже, прекрасно понимает президент США Барак Обама. В ходе своей рабочей встречи с Керри он как-то совсем осторожно подчеркнул, что на данном этапе двум странам нужно выработать "дорожную карту" дальнейших контактов, и только на ее основе определить целесообразность масштабной помощи Кубе и капиталовложений в различные отрасли ее экономики. "Именно после этого можно будет говорить о полном снятии торговых эмбарго с кубинского государства", — уточнил, в частности, он.
С такими доводами трудно не согласиться. Уж поспешил Госдеп записать Кубу в свои друзья, и осторожность Обамы здесь вполне понятна. У многих обозревателей в этой связи сложилось мнение, что примирение с Гаваной является частью большой геополитической игры Вашингтона. «США в очередной раз демонстрируют намерение привлечь на свою сторону те страны, которые теоретически могли бы попасть под влияние России, — сказал ГолосUA американский эксперт Эрик Лихтблау. — Так произошло с Украиной, так происходит с Молдовой. Америка укрепляет свое влияние, и сегодня действительно рассматривает Кубу через призму собственных интересов».
Следует особенно отметить, что сегодня подобные интересы отнюдь не идут вразрез с основными интересами самой Кубы. «Гаване необходимы капиталовложения извне, и США такие капиталовложения могут обеспечить, — сказал ГолоUA политический обозреватель Сауэл Санчес (Мадрид). — Куба в относительно короткие сроки сможет получать внушительную прибыль от туризма и экспорта, а также наладить контакты с соседними государствами в сфере научных технологий». Единственным препятствием здесь опять-таки может стать политический консерватизм кубинцев, считает аналитик.
Удастся ли Америке перестроить Кубу, — неизвестно. Сегодня ясно одно: до окончательного примирения Вашингтону и Гаване предстоит перейти не один Рубикон. Водружение американского флага на здании посольства в кубинской столице — в этом направлении лишь первый маленький шаг.