Олег Дмитренко
06:54 10/05/2012

Новый Трудовой кодекс на службе у олигархов?

С первых же строк новый проект Трудового кодекса (ТК) вызывает массу  вопросов… Особенно это касается пунктов равенства в правах наемных работников и работодателей. Недаром мнения насчет этого документа разделились. Поговаривают, новый кодекс лоббируют не иначе как олигархи, чтобы максимально защитить свой бизнес и собственные интересы, а также заработать на своих подчиненных. «ГолосUA» попытался разобраться, какие же статьи нового ТК могут стать роковыми для каждого из нас? 

Новый Трудовой кодекс существенно расширяет права работодателей и урезает права трудящихся, уверен Александр Голуб, народный депутат (фракция КПУ). Старый КЗоТ (1971 года), действующий до сих пор, был признан Международной организацией труда лучшим в плане обеспечения прав наемных работников. Нынешний же проект может претендовать на номинацию «лучший Трудовой кодекс для обеспечения прав работодателя».

Основных отличий достаточно много. Но особое внимание следует обратить на следующие аспекты… /> • Увеличение продолжительности рабочего дня до 12 часов, а рабочей недели до 48 часов по требованию работодателя. Он же получает право на увеличение продолжительности рабочей смены в том случае, если простой на производстве происходит по вине его самого. Все это обуславливается «производственной необходимостью». Однако если сейчас изменение графика работы и увеличение смен приходится согласовывать с профсоюзом или представителем трудового коллектива, то в будущем работодатель получает право все решать в индивидуальном порядке.

• Не до конца определенным остается вопрос оплаты труда в случае задержек и простоев в работе по вине работодателя. К примеру, если рабочий день увеличился с 8 до 12 часов, то заплатит ли работодатель за фактически проведенное сотрудником на работе время или нет, будет зависеть именно от работодателя. Захочет – заплатит, не захочет – идите в суд и добивайтесь справедливости. Но не факт, что суд встанет на сторону наемного работника, ведь четкой правовой нормы нет, а значит, принимать решение можно в пользу любой стороны.

• Новый проект Трудового кодекса допускает использование женского труда в ночное время. Только для беременных сделано исключение (ст.140).

• В проекте кодекса не предусмотрена четкая квота относительно трудоустройства инвалидов (сейчас – 4% от числа наемных работников).

• Заключение трудового договора больше не предусматривает обязательное участие профсоюзов в этом процессе, да и сама роль профсоюзов (как стороны трудовых отношений) существенно снижена. Так что теперь при приеме на работу придется либо юриста с собой брать, чтобы консультировал относительно спорных моментов в договоре, либо в срочном порядке получать юридическое образование самому.

• Работодатель получает возможность предупредить сотрудника об увольнении или изменении размеров оплаты труда всего за две недели до срока.

• Время испытательного срока увеличивается до полугода, что дает возможность работодателю все это время выплачивать соискателю минимальную заработную плату.

• Отменены поощрительные записи в трудовой книжке: теперь наемный работник вряд ли сможет получить надбавку или премию за добросовестный труд. Вместе с распадом СССР ушли в небытие сначала нематериальные виды поощрений – грамоты, вымпелы, доски почета, а теперь и, такой, казалось бы, капиталистический стимул, как премия, тоже может исчезнуть.

Законодательные ребусы 

В первой статье записано, что цель нового проекта – определить основные принципы реализации трудовых прав и гарантий работников, создание надлежащих условий труда, обеспечение защиты интересов работников и работодателей. Непонятно, почему для наемных работников предусматриваются защита прав и гарантий, а у работодателей – лишь защита их интересов? В чем разница? И почему она никак не прописана?

В статье 3, которая определяет основы правового регулирования трудовых отношений, авторы нового проекта ТК не пожелали вносить пункт об обеспечении равного права на защиту работников и работодателей. Так что теперь, в случае рассмотрения трудового спора в суде, многое будет зависеть именно от позиции судьи, а не закона.

Научно-экспертное управление Верховной Рады отмечает, что проект нового Кодекса содержит и ряд положений, которые сужают права работников. Часть 9 статьи 192 содержит оговорку, которую можно смело назвать незаконной. В ней речь идет о том, чтобы не предоставлять дополнительный отпуск человеку, если он получает второе высшее образование в вузе по собственной инициативе, а не по направлению работодателя. Если ТК будет принят в такой редакции, то всем, кто получает второе высшее образование, придется брать отпуск за свой счет для сдачи сессии или оставаться безработным до получения диплома, либо… бросать учебу.

Непонятным остается и вопрос урегулирования оплаты труда. Проект ТК предлагает подробную детализацию только одной системы  – тарифной. При этом иные формы оплаты лишь упоминаются в качестве «других систем оплаты труда». Поэтому непонятно, каким образом будут использоваться нетарифные системы оплаты.

С работодателя в пользу наемных работников предлагается взимать пеню за несвоевременную выплату зарплаты. Вроде бы и хорошая норма, способствующая уменьшению долгов по зарплате. Но… большая часть задержек с выплатами заработной платы имеет непосредственное отношение к государственным предприятиям. Вполне возможно, что данная норма может быть использована для банкротства и последующего захвата госпредприятия рейдерами, особенно в регионах. Ведь выплата зарплаты зависит от финансирования, получаемого из бюджета. Или для обоснования закрытия школ и больниц, на содержание которых у местной власти «не хватит денег».

Сильно ограничиваются и права профсоюзов в социальном диалоге. В частности, сторонами социального диалога признаются на отраслевом уровне только всеукраинские профсоюзы и их объединения (статья 326), хотя для отдельных отраслей их может не существовать вообще. Так государство просто отказывает профсоюзам в возможности защищать свои интересы.

На локальном уровне нет четкой определенности статуса первичных профсоюзных организаций, которые могут быть субъектами социального диалога. То есть непонятно, кто будет представлять интересы наемных работников в трудовом споре, если на предприятии несколько профсоюзов. Пользуясь неясными формулировками, работодатель сможет сам выбирать, с кем именно ему удобнее договариваться, и даже суд потом не поможет – все будет законно.

Также есть вопросы к критериям репрезентативности как профсоюзов, так и организаций работодателей. Кроме «количества членов/сотрудников», все остальные параметры прописаны нечетко. В итоге, профсоюзы с одинаковым числом членов, но различной территорией представительств, будут иметь неравные права — как стороны социального диалога. Особенно это скажется на профсоюзах, представляющих промышленные и добывающие отрасли, – шахтеров, металлургов. Ведь большая их часть живет и работает всего в нескольких регионах Украины.

Статья 359 проекта ТК определяет, что коллективные трудовые споры и конфликты возникают между сторонами социального диалога. Но это исключает из урегулирования подобных вопросов значительное количество  работодателей и наемных работников, не признающихся таковыми по новому ТК!

Неясным остается и вопрос о размере возмещения наемным работником ущерба, нанесенного работодателю. Соответствующие статьи 401 и 409 проекта ТК вообще не дают ответ на этот вопрос. К примеру, попал человек на служебном авто в ДТП. Пострадал. Но ему теперь сложно будет без суда доказать свою правоту и, в случае необходимости, истребовать с работодателя материальную выплату, скажем, на лечение. Поэтому можно предположить, что появится немало недоразумений и, что не исключено, давление на сотрудников при решении этих споров в суде.

Читайте также по теме