Новый утилизационный сбор убьет производство украинских авто

Благодаря протекционистким мерам украинского правительства, производство, а точнее крупноузловая сборка импортных авто на отечественных мощностях снизилась за последний год почти наполовину.
По статистике ассоциации «Укравтопром» в сентябре в Украине было произведено 3 794 автомобилей, что на 34,3% меньше, чем в августе, и на 38,6% меньше аналогичного показателя прошлого года. Производство легковых автомобилей в сентябре составило 3 386 единиц (на 35,7% меньше, чем в предыдущем месяце, и на 40,8% меньше сентября 2012 г.).
Объемы выпуска коммерческих автомобилей составили 197 единиц (на 24,8% меньше, чем в августе, и на 1 грузовик больше, чем в сентябре 2012 года). Автобусов собрали 211 шт, что на 12,4% меньше, чем в предыдущем месяце, и на 19,2% меньше чем в сентябре прошлого года. Всего за 9 месяцев 2013 года в Украине
color="#0000ff">собрано 32 тыс. 876 автотранспортных средств, что на 45,2% меньше показателя 2012 года.
ЗАЗ сократил производство на 60%, до 12,8 тыс., «Еврокар» — на 30%, до 7,6 тыс., а корпорация «Богдан» — на 48%, до 5,03 тыс. Только КрАСЗ, увеличил выпуск автомобилей почти вдвое, до 4,5 тыс. По
color="#0000ff">мнению директора по маркетингу группы АИС (владеет Кременчугским автосборочным заводом; КрАСЗ) Сергея Боровика рост производства был вызван увеличением спроса на автомобили Geely и Ssang Yong.
Напомню, что в этом году Кабмин уже дважды попытался «защитить» отечественного производителя, вводя заградительные пошлины на импортные авто и устанавливая на них утилизационный налог.
Сейчас украинцам готовят введение нового утилизационного налога. Теперь уже на авто,
color="#0000ff">которым больше 15 лет. Что может произойти в итоге? А то, что отечественное производство еще больше сократиться, как это уже произошло благодаря введению предыдущих заградительных мер. К тому же, западные и восточные корпорации могут пойти на весьма оригинальный и предельно рациональный шаг – прекратить поставки в Украину комплектующих и перейти на продажу на этот рынок только готовых авто. Особенно актуально это будет после подписания Соглашения о создании Зоны свободной торговли с ЕС, которое фактически обнулит импортные пошлины в обе стороны. Таким образом иностранные компании решат несколько задач сразу: повысят норму прибыли (авто продавать выгоднее, чем детали), обеспечат рабочими местами большее количество граждан в своих странах (экономический спад сейчас во всем мире, в ЕС – рецессия, в Китае – падении ВВП и т.д.), перекроют возможный канал поставки авто украинской сборки на европейский рынок.
В Украине нет украинских авто. Здесь нет полного цикла производства и собственных разработок легковых автомобилей «с нуля». Поэтому противопоставить такому шагу транснациональных корпораций – нечего.
Напомню, что Украина, которая к 2007 году (до момента вступления в ВТО) итак более чем наполовину зависела от импорта, спустя всего пять лет, уже к 2012 году, умудрилась почти в полном объеме уступить внутренний рынок импорту. Так, доля легковых авто отечественной сборки снизилась с 41,1% до 82,8 %. При этом, если сравнить абсолютные цифры, то картина получается еще интересней. В 2007 году украинские предприятия собирали 380 тыс легковых авто из которых 68,9 тыс шли на экспорт. Импорт же составлял 217,6 тыс шт. В 2012 объем сборки составил 69,7 тыс, а экспорта – 27,2 тыс, при этом импортировалось… 205 тыс авто. То есть снижение пошлин на импортные авто не привело к росту их продаж, но существенно снизило продажи собственных авто.
Нынешнее же повышение стоимости импорта в связи с дополнительными налогами только для того, чтобы выйти на паритет в продажах должно составить примерно 25% разницы в цене для конечного потребителя. Но при такой разнице, иностранцам проще свернуть местное производство посредством выше указанных мер и перенаправить денежный поток с Украины на их родину. Это будет и логично и патриотично. С их стороны. А украинцы получат в сухом остатке рост налогов и более высокую стоимость авто, которые сейчас у наших соседей стоят на 20-30-50% дешевле. При том, что по размеры средней зарплаты Украина «конкурирует» только с Молдавией. Во всех остальных сопредельных странах зарплаты выше и намного выше.

Читайте также по теме