Никита Бегаль
07:00 17/11/2017

Новый закон о ЖКУ: Выиграют ли от него жильцы?

В начале ноября парламентарии окончательно поддержали проект закона  №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах», призванный урегулировать недочеты реформы ЖКХ в части отношений между потребителями и поставщиками услуг.

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак, поясняя детали документа, сказала следующее: «Это один из элементов реформы, которая ориентирована на выбор потребителем выгодной ему модели отношений с такими монополистами как водоканалы и теплокоммунэнерго. Плата за абонентское обслуживание будет выделяться только в платежах жителей многоквартирных домов. Мы предложили выделить из тарифа на воду и тепло расходы на содержание абонентских служб и рассчитать их в понятной для людей единице – гривнах на одну квартиру в месяц».

Другими словами, теперь тариф делится пополам: собственно за товар (вода или тепло) и за предоставление услуги по обслуживанию труб, коммуникаций или сетей со стороны оператора.

Со слов А. Бабак, принятый закон делает жильцов многоэтажек и управляющие компании вместе с операторами ЖКУ (водо-, тепло -, газо -, электроснабжение и обращение с отходами) участниками договора. Это нужно, чтобы потребители «могли договариваться по стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг». Таким образом, фактически запускается рынок ЖКУ, и потребитель может самостоятельно выбирать поставщика, исходя из соображений цены и качества. Звучит хорошо, однако украинские реалии совсем иные. Как будут действовать потребители при неразрушенной монополии водоканалов и предприятий ТКЭ  — пока неизвестно.

А. Бабак также уточнила, что с принятием закона в многоквартирных домах электроэнергия и газ теперь будут «продаваться по индивидуальным счетчикам, и по прямым индивидуальным договорам». Жильцы многоквартирных домов, в которых функционируют системы автономного отопления, будут платить по отдельным тарифам, исходя из «себестоимости производства и поставки тепла, а также рентабельности субъекта хозяйствования, осуществляющего такую деятельность».

Также новым законом вычленяется из общего понятия  ЖКУ услуга «обращение с отходами», то есть деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.

Законодатели, также проголосовали за внедрение проверки качества жилищно-коммунальных услуг. Но пока не ясно, как она будет осуществляться.

Кроме того, законом вводится пеня за накопленную задолженность по услугам ЖКХ.  Размер санкции — одна сотая процента долга за каждый день просрочки. Правда, она не будет формироваться, если государство имеет  долги перед жильцом по линии жилищных субсидий и льгот, а также в случае  документально подтверждённой задержки выплаты зарплаты у потребителя.

Отметим, что принятие закона «О жилищно-коммунальных услугах»,  затянулось почти на два года: в первом чтении он был одобрен еще в феврале 2016 года, однако в мае 2017 документ отправили на повторное второе чтение.

В связи с этим буксовал процесс полноценного функционирования закона  «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который, напомним, ликвидирует монополию ЖЭКов, вводя такое понятие как управление.

По мнению эксперта по социальным вопросам  Андрея Павловского, новый закон о ЖКУ ограничивает права потребителей и усиливает их зависимость от монополистов.

«Введена абонентская плата, введена плата за услугу коммунальных ресурсов, плата за обслуживание внутридомовых систем, введена плата за общедомовой счетчик. Раньше сложно было получить разрешение на отключение дома от той или иной коммунальной услуги, теперь, чтобы отключить дом от той или иной услуги, монополисту достаточно написать заявление и дом отключат», — подчеркнул эксперт.

По его словам, новым законом вводится пеня только для потребителей, однако она не решит проблемы задолженности населения за ЖКУ, но может обернуться лишением собственности граждан-должников: в случае длительной неуплаты пени монополисты будут иметь право через суд забирать у граждан их квартиры, машины и другое имущество.

Директор  «Института города»  Александр Сергиенко говорит, что в «законе слова «требовать», «прекратить», «запретить»  — касаются только прав монополиста».

Эксперт указал что, введение абонентской платы  — это, по сути, финансирование расходов монополистов.

 «Если раньше компании за свой счет проводили поверку счетчика, то сегодня за это будут платить жители многоквартирных домов», – разъясняет А. Сергиенко.

А вот экс-министр ЖКХ  Алексей Кучеренко отмечает, что принятый закон не предоставляет гарантий защиты потребителей.

 «В Украине вообще отсутствует система защиты потребителя. Если человек не может оплачивать услугу отопления  и, к примеру,  хочет отказаться от данной услуги,  то сделать этого он не может, услуга эта ему навязывается, несмотря ни на что.  Таким образом украинцев будут постоянно загонять в долги, а затем отбирать у них квартиры. А если у многоквартирного  дома накопится  30% долгов по отоплению или горячей воде, то наказывать должников индивидуально не будут, а будут отключать весь дом, то есть, пострадают все жители данного дома», — пояснил эксперт.

А. Кучеренко также заявил, что новый закон в итоге может спровоцировать множество судебных дел в цепи поставщик — потребитель, поскольку в нашей стране не развита практика досудебного урегулирования споров. 

Читайте также по теме