Если одна часть страны «подсела» на информационные каналы в связи с политсобытиями, если другую часть еще не отвратили доморощенные бездарные сериалы, то третью (тоже весомую) часть отечественных телезрителей в последнее время привлекают премьерные многосерийные фильмы турецкого производства. В основном их пропагандой занимается «1+1». Мода на турецкое «мыло» – это казус, временное явление или экзотическая тенденция?
Что бы это ни было, но факт остается фактом: именно лучшие турецкие сериалы заменили нашим домохозяйкам доярок из хацапетовки, бедных насть, ефросиний и остальных марианн. Вряд ли интерес к турецкой киноэкзотике возник только за последние года полтора. Вспомните, как в середине 90-х ругали, но все равно всем миром смотрели «Роксолану» производства «made in Ukraine» от режиссера Бориса Небиеридзе с Ольгой Сумской в главной роли. Многое казалось нелепым и убогим – декорации, костюмы, батальные сцены, интерьеры в хоромах. Теперь, спустя 20 лет, тот сериал воспринимается как подвиг украинского народа. Но когда на украинских телеэкранах появилась Роксолана из Турции – «Великолепный век» (2011 год), то пришлось охать и вздыхать. Турецкая сага казалась пределом совершенства. Режиссеры Дуруб и Якмур Тайлан превратили историю Насти (в фильме она – Александра) в роскошную многоходовку наподобие французской Анжелики. Все в этом фильме было дорого, роскошно, сердито.
Пожалуй, именно великолепный век и стал тем залпом, который возвестил о турецкой эре на украинском сериальном рынке. Затем появился проект «Любовь и наказание» (2010), вызвавший бурю эмоций. Большой успех сопутствовал сериалу «Сыла. Возвращение домой» (2006) – о бедной девушке, ставшей заложницей законов и интриг, моральных принципов, семейных склок. Режиссер Гюль Огуз постарался на славу. Сегодня на «1+1» телезрителя привлекает многосерийная турецкая мелодрама «Аси». Проект был создан 7 лет назад режиссером Джевдетом Мерджаном, но к нам добрался только сейчас. В центре истории девушка из бедного семейства. Ее роман с успешным бизнесменом Дамиром проходит нелегкие испытания. И чем они труднее, тем больше зрителей льнет к экрану.
В общем, турецкий сериальный портфель, как русская народная песня: ой, полным полна моя коробушка. Наши зрители в ожидании интересных сериалов«Месть», «Бесценное время», «Недопетая песня», «Иффет», «Между небом и землей» и многих других.
Обилие подобного продукта и интерес к нему предопределен одним немаловажным фактором… Турецкие сериалы не только сюжетно насыщены, адекватно сценарно прописаны, в них есть также кое-что еще. В частности, там есть интереснейшая оригинальная этническая составляющая. То, что помогает узнать нашему телезрителю побольше интересного о нравах и обычаях турецкого народа. Да-да, именно посредством сериальных новелл. Еще один значимый фактор – это морально-этическая составляющая. В отличие от криминального и аморального беспредела в сериальном пространстве СНГ, телеистории из Турции подкупают высокой наивностью и ненадуманной моральностью. Будь то «Аси» или «Сыла», или другой проект. В основе всегда лежит незыблемый закон: добро победит зло, любовь выше ненависти, семейные ценности превыше всего… Все это выглядит как незыблемый принцип турецкого сериалопроизводителя: зрителя нужно не только развлекать, но и воспитывать, предлагать ему картинки действенных положительных примеров… Даже трудно вообразить, чтобы в турецком сериале фонтаном хлестала кровь, герои ругались последними словами, а героини задирали юбки выше «не могу». Закон есть закон. Сериал – это тоже ориентир для общества. Так что неплохо бы сканировать чужой пример. И вот почему нашему безнравственному телепроизводителю так нужен берег турецкий.