В Кабмине заговорили о реформировании системы жилищных субсидий, получателями которых к концу текущего года будут 8-9 млн украинских семей.
Так, в конце июня вице-премьер-министр Павел Розенко анонсировал переход данной формы государственной помощи на адресную основу.
«…система субсидий не константа — она имеет ограниченный срок действий. Она может эффективно работать в пиковые периоды повышения цен на энергоносители. Далее она будет трансформирована. После 2017 года, она будет трансформирована. Мы уже ее меняем. […] Речь идет о монетизации остатков, монетизации экономии субсидий. Правительство готово к этому и разрабатывает необходимые механизмы. Думаю, что в 2017 году мы продемонстрируем соответствующие результаты», — рассказал он.
Инструментом монетизации субсидий могут стать специальные банковские счета для получателей компенсаций, которые будут предназначены исключительно для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Этот подход пока изучается на концептуальном уровне, поделился министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, добавив, что город Калуш (Ивано-Франковская область) станет площадкой для тестирования этой идеи.
Потребность в трансформации субсидий назрела, поскольку постоянный рост получателей помощи критично отражается на государственном бюджете, а действующий механизм не мотивирует людей экономить и думать о энергоэффективности.
«В прошлом году у нас было 5,5 млн домохозяйств, в этом году у нас может быть 7 млн домохозяйств (обратившихся за субсидиями – Ред.), это половина всего населения. Это очень большой вызов. Конечно же, эта сумма еще не окончательная, она зависит от количества обращений за субсидиями и от корректировки формулы субсидий, однако она в любом случае будет критичной для бюджета», — заявил глава Минфина Александр Данилюк.
В то же время в Министерстве социальной политики прогнозируют, что в текущем году в очередь за компенсациями встанут еще 2,5- 3,5 млн семей.
«Ожидаемое увеличение домохозяйств, которые будут иметь право на получение субсидий до 8-9 млн домохозяйств из почти 15 млн домохозяйств, которые есть в нашей стране на сегодняшний день», — сообщил профильный министра Андрей Рева. /> Отметим, что в госбюджете на нынешний год на субсидии заложены 35 млрд гривен, однако в связи с новыми внутренними расценками на газ для населения и ТКЭ, которые уже привели к грандиозному росту тарифов на тепло и горячую воду (на 75-90%), на обеспечение помощи дополнительно понадобятся еще 5 млрд гривен, а в 2017 году, по оценкам Минфина, расходы на финансирование программы жилищного субсидирования могут составить 70-80 млрд гривен. Следует также добавить, что размер субсидии в разгар минувшего отопительного сезона достигал 1 400 гривен на одну семью.
По словам А. Ревы, сегодняшней монетизацию субсидий препятствуют низкая операционная готовность государственной системы социальной защиты и клиринговая форма расчета.
«Система не готова работать в том режиме, который задан нормативными документами. Я не открою большой тайны, если скажу, что субсидии, которые должны назначаться в течение 10 дней и перечисляться в течение определенного периода, у нас назначаются более длительное время, чем это предусмотрено нормативными документами, особенно при увеличении количества обращений», — сказал он, отметив, что открытие 9 млн дополнительных банковских счетов для украинских домохозяйств займет много времени.
Экономический эксперт Любомир Шавалюк, комментируя тему, сказал следующее: «Система монетарного субсидирования себя полностью оправдывает в большинстве западных стран, и уже должна давно работать и у нас. С другой стороны, нет никакой уверенности в том, что правительство сможет качественно и профессионально адаптировать под украинские реалии, которые часто отличаются от успешных стран. От такой инициативы могут пострадать только компании, которые получают госзаказ на обеспечения потребностей субсидиантов».
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак также выразил сомнение в том, что государство успешно реализует монетизацию.
«Такая политика правительства, безусловно, будет стимулировать потребителя более экономно использовать энергоресурсы. Именно от этого зависит сумма адресной помощи каждому домашнему хозяйству. Та система субсидий, которая существует, сейчас никаким образом не стимулирует людей экономить, что в итоге приводит к увеличению бюджетного кризиса. Но главный вопрос в том, произойдет ли реальная монетизация, и смогут ли использовать эту систему эффективно», — сказал он.
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский говорит, что нынешняя форма субсидий является латентным дотированием НАК «Нафтогаз», который по требованию МВФ должен быть бездефицитным.
«Жилищное субсидирование это, по сути дела, скрытое дотирование НАК «Нафтогаз». Все остальное – политическая риторика. Правительство не имеет права дотировать НАК «Нафтогаз» напрямую из бюджета, поэтому идея с высокими тарифами и субсидиями позволяет дотировать НАК «Нафтогаз» по более сложной схеме, поэтому вопрос монетизации субсидий будут все время оттягивать», — полагает он.