Обама vs Ромни: куда пойдут США?

Выборы президента США давно уже перестали быть соперничеством личностей и персональных позиций, а являются отражением дискуссии элит по выбору особенностей реализации нескольких векторов во внешней и внутренней политике из двух, давно всем известных, шаблонов: республиканского и демократического.

Этот выбор не ограничивается одним или двумя сроками президентства того или иного политика, но корректируется, в основном, именно путем выбора нового президента. И именно поэтому, прогнозировать действия будущей администрации и госдепартамента можно по тому, кто станет формальным главой США на ближайшие четыре года. С этой точки зрения, проходящая в Америке предвыборная кампания, стремящаяся к своему логичному завершению требует как анализа для последующего прогнозирования так и для понимания того, какие изменения будут происходить в Соединенных Штатах и какую политику они будут проводить по отношению ко внешнему миру и России в особенности. Достаточно удобным источником информации о происходящем в США служат публичные дебаты двух основных претендентов на пост президента. С одной стороны на них озвучиваются те косметические изменения, которыми будет заниматься следующий президент, с другой – они дают возможность оценить уровень поддержки народом и элитами вектора будущего развития ситуации страны.

23 октября, во вторник, действующий президент США демократ Барак Обама одержал победу в заключительном (третьем по счету) раунде дебатов над своим основным конкурентом республиканцем Миттом Ромни. Согласно данным американского телеканала Си-Би-Эс, за Обаму отдали голоса 53% избирателей, за его основного конкурента Ромни – 23%, не определились с выбором – 24%. Телеканал Си-Эн-Эн также подтверждает победу Б. Обамы, но дает другое процентное соотношение – 48% против 40%. Такие результаты не говорят о безоговорочной победе Обамы на предстоящих выборах, но могут серьезно осложнить жизнь его оппоненту. Но не только ему. Последние дебаты были посвящены внешней политике. Если выборы выиграет Обама, то можно ожидать дальнейшего сжатия «границ управляемого хаоса» вокруг Ирана и РФ при сохранении в публичной риторике достаточной «дружественности». Та внешнеполитическая позиция, выразителем которой является Обама, предполагает «загребание жара чужими руками» при внешнем дистанцировании Соединенных Штатов от очагов конфликтов. Ромни является выразителем позиции активного вмешательства США в различные внешнеполитические ситуации и активной артикуляции своих задач и целей. Именно потому, противодействовать такой, относительно прямолинейной, позиции намного проще. Победа Обамы может говорить также и о том, что нынешняя экономическая ситуация в США не позволяет проводить активных внешнеполитический действий, сравнимых с войной в Ираке или Афганистане и американская элита это понимает.

Помочь разобраться в том, что же сейчас происходит в экономике США могут не только аналитические выкладки, но и программы Ромни и Обамы.

group>
width="138" />
width="213" />
width="236" />

Сектор

Барак Обама

Митт Ромни

Налоги:

Подоходный налог

Предлагает сохранить налоговые ставки эпохи Джорджа Буша для всех групп населения, кроме богачей с годовым доходом свыше 200 тыс. дол. или 250 тыс. дол. на одну семью.

Предлагает продлить на постоянной основе текущие ставки подоходного налога в 10%, 15%, 25%, 28%, 33% и 35%. В более длительной перспективе предлагает заменить текущую структуру определения налоговых ставок на более обтекаемую и простую для вычисления.

Корпоративный налог

Предлагает в обмен на ликвидацию серии налоговых льгот установить для представителей бизнеса верхнюю планку корпоративного налога в размере 28%, а для промышленников — в размере 25%.

Предлагает сократить верхнюю планку корпоративного налога до 25%. Однако на 2013 г. не планирует никаких определенных обсуждений налогов. Пообещал сократить налоги для малого бизнеса для создания новых рабочих мест.

Вычета расходов на НИОКР для целей налога на прибыль

Предлагает сделать постоянной текущую структуру вычета расходов на НИОКР для целей налога на прибыль.

Предлагает сделать постоянной текущую структуру вычета расходов на НИОКР для целей налога на прибыль.

Процентный доход

Предлагает облагать налогом процентный доход в инвестиционных партнерствах по ставке, сравнимой с обычным подоходным налогом, но на специальных условиях для партнеров, предоставляющих услуги управления инвестициями для партнерств.

Не высказывался о планах облагать процентный доход.

Нефть и газ

Предлагает отменить существующие налоговые преференции для нефте — и газодобывающих компаний

Не высказывался о налогах на ТЭК

Энергетика

Предлагает продлить налоговые послабления для производителей электроэнергии из ветра

Не согласен с планами Обамы продлить налоговые послабления для производителей электроэнергии из ветра.

Международный бизнес

Предлагает ликвидировать налоговые льготы для производителей, ориентированных на экспорт. Ранее обсуждал идею установления минимального порогового значения для налога на прибыль, полученную американскими компаниями за пределами страны. В отношении компаний, которые фиксируют прибыль на оффшорных территориях, предлагает вводить автоматический налог внутри США по минимальной ставке.

Предлагает перевести США от системы международной налоговой системы к территориальной 

Инвестиции

Предлагает бороться с дефицитом бюджета. Наращивать производство внутри США

Критикует действующую администрацию за то, что увеличивается доля китайских инвестиций и Китай манипулирует курсом доллара

Безработица

Обещает, что будет создавать рабочие места, в первую очередь в оборонной промышленности.

Критикует действующую администрацию за рост безработицы. 50% выпускников колледжей не устраиваются на работу. Требует пересмотреть политику проверки статуса пребывания в стране трудовых мигрантов.

Социально незащищенные, поддержка малого и среднего бизнеса

Действуют налоговые кредиты бедным слоям населения, среднему и мелкому бизнесу. Не сокращать кредиты бедным.

Критикует действующую администрацию за рост цен на продукты, и рост затрат на здравоохранение (они выросли до 2,5 тысяч долларов на семью). Предлагает отменить некоторые кредиты и, кроме того, сократить ряд скидок на образование, благотворительность. Предлагает сократить налоги для малого бизнеса – это даст 12 млн рабочих мест за 4 года и не увеличивать налоги для среднего класса и мелкого бизнеса.

Предлагает комплексное сокращение расходов в размере $487 млрд в период с 2013 по 2021 гг.

Предлагает увеличение ежегодных расходов на оборону с текущих 3,2-3,5% до 4% от ВВП США. Ежегодное выделение $50 млрд на модернизацию. Общий объем увеличения расходов – $2,1 трлн в течение следующих 10 лет.

Численность армии США

Предлагает сократить численность сухопутных войск на 27 тыс. человек, морской пехоты – на 20 тыс. человек к 2015 г.

Выступает за увеличение общей численности армии США на 100 тыс. человек.

Внешняя политика

Россия

Выступает за активное и прагматичное сотрудничество с российскими властями в рамках продолжения политики «перезагрузки» отношений между двумя странами.

Предлагает более жесткую и открытую позицию. В ходе предвыборной кампании несколько Ромни раз называл Россию в качестве главного геополитического врага США, не собирается уступать в вопросе ПРО.

Китай

Стремится избегать прямой конфронтации с властями Китая, активно поддерживает торговые и военные связи с потенциальными союзниками против Китая — в частности, с Вьетнамом.

Отмечает угрозу чрезмерного усиления Китая и проведения им более агрессивной политики в АТР. Обещает выдвинуть жесткие обвинения против Китая по поводу «намеренных манипуляций с обменным курсом юаня».

Афганистан

Выступает за полный вывод американских войск до конца 2014 г и передачу основной роли по обеспечению порядка афганским военным.

Выступает против полного вывода американских войск 2014г. Настаивает на необходимости сохранения существенного военного контингента в Афганистане, чтобы не допустить новой войны и новых террористических атак против США.

Ближний Восток

Выступает за продолжение осторожного и прагматичного курса в регионе.

Выступает за формирование новой, более агрессивной политики США в регионе, с тесной опорой на Израиль.

Сирийский кризис

Предлагает продолжение работы в рамках Совбеза ООН. Помощь «сирийским повстанцам» в ограниченном контексте, без прямых поставок оружия.

Выступает за более активную поддержку «Свободной сирийской армии» с официальными поставками оружия.

Как видно из сравнения позиций, республиканский курс предполагает усиление тех направлений в политике, которые приводят к росту военной мощи США апеллируют к прямому силовому решению конфликтных ситуаций. В противовес этому, демократический курс предполагает усиление дипломатических мер во внешней политике и стабилизацию экономической ситуации внутри страны. На фоне продолжающегося кризиса такой подход, очевидно, более близок американцам и если не произойдет какого-либо события, сравнимого с печально знаменитым сентябрем 2001 года, то Обама имеет очень высокие шансы на победу на выборах.

Читайте также по теме