Виктор Кищак
21:48 14/11/2012

«Облачный атлас»: звездная экранизация с глубоким смыслом

В Украине почти прошла неделя показа фильма «Облачный атлас». В большинстве кинотеатров картину ограничили одной прокатной неделей, затмив ее новой историей о Бонде. Но отсмотрев почти три часа историко-фантастической ленты, понимаешь, что не всегда спецэффектами пытаются скрыть слабоватый сценарий и идею. В этом случае связка книжного бестселлера со звездными режиссерами и актерами дала отличный результат.
«Облачный атлас» называют самым дорогим независимым фильмом в истории кинематографа. Продюсерам картины удалось самостоятельно собрать 100 млн долларов для экранизации, хотя небольшая часть бюджета все-таки была получена от студии Warner Bros. (и, что интересно, сопродюсером также стал Александр Роднянский).
Хорошее подспорье ленте дал сценарий, в основу которого лег одноименный роман писателя Дэвида Митчелла. Интеллектуальный бестселлер английского автора, изданный в 2004 году, уже успел засветиться во всех списках лучших произведений 21 века и вошел в шортлист авторитетной Букеровской премии.
На фоне всей «звездности» сценария не уступают и сами авторы фильма. Режиссерами выступили Энди и Лана Вачовски, прославившиеся своей трилогией «Матрица» и немецкий режиссер Том Тыквер, снявший больше десятка фильмов, в том числе экранизацию романа «Парфюмер». Две режиссерские группы (братья Вачовски и Тыквер) снимали фильм параллельно, использовав даже разные съемочные команды. Декорациями выступили пейзажи Германии, Британии и Испании.
Структура фильма состоит из шести разножанровых историй, каждая из которых имеет специфический окрас своего периода.
История американского юриста восемнадцатого века, который встретил на своем пути «нечистого на руку» доктора, спас чернокожего мужчину от рабства и вообще, переосмыслил само это понятие (рабство). Молодой британский композитор (1936 год), устроившись в помощники известному композитору, понимает, что последний хочет украсть его собственное гениальное произведение, делает попытку сбежать от него и дописать секстет.
Журналистка в конце 70-х годов двадцатого века, пытается разгадать загадку о небезопасности для человечества крупной атомной станции. Шестидесятилетний издатель-неудачник (наши дни), которому получилось отхватить свой «куш», но, также, пришлось за него расплачиваться.
История о будущем (2144 год), которая происходит в «Нео Сеуле» (бывшая Корея) и показывает антиутопическую историю будущего с социальным расслоением, напоминающую Оруэлловскую Англию в романе «1984», правда в модифицированном варианте. И более далекое будущее (2321 год) в котором авторы нам показывают то, каким стал мир после ядерной войны.
Сами по себе истории представляют отрывки, снятые в разных жанрах кинематографа. От исторического фильма или детектива, до антиутопии или фантастики. Они динамично меняются и переплетаются между собой, сначала давая зрителю только понять антураж, особенность каждой и ее временного промежутка. По ходу развития сюжета становиться ясно, каждая из них каким-то образом связана с предыдущей.
Почти вся плеяда звездных актеров встречается в каждом из эпизодов. И здесь стоит отметить отличную работу гримеров, которые настолько качественно выполнили свое задание, что порой очень тяжело узнать в необычном персонаже голливудскую звезду. Особенно удачно упрятали под слой грима Тома Хэнкса. Из шести ролей в ленте, отчетливо понять, что перед нами именно он, удается в двух.
В истории «Страшный Суд Тимоти Кавендиша» Хэнкс постает перед нами в непривычном амплуа писателя-бандита, который выбрасывает с крыши неугодного ему книжного критика, после чего его книга стает бестселлером. Согласитесь, не часто встретишь актера с ролью отъявленного уголовника-писаки с бритой головой – покрытой шрамами, золотой цепочкой толщиной с палец – одетой поверх гольфа и характерным внешним видом. Хью Грант, в той же истории, был состарен до лет так 70-ти.
Британский актер Джим Стерджесс, сыгравший в двух историях главную роль, умудрился побывать и юристом Адамом Юнгом середины 18 века, и корейским революционером Хэ Джу Ченом в 2144 году. Причем обе роли дались ему великолепно (здесь же стоит учесть еще четыре второстепенных). А вот южнокорейская актриса Пэ Дуна, отлично вписавшаяся в персонажа Сонми-451, не очень органично влилась в роль американской барышни восемнадцатого века. Наверное, особенности внешности корейской актрисы не сильно гармонируют с нарядами тех времен.
А если забыть про грим, и вспомнить просто про актерскую игру, то за ее качество говорят сами имена. Кроме уже упомянутых Тома Хэнкса, Хью Гранта, Джима Стерджесса и Пэ Дуна, в картине снялись Хэлли Бэрри, Хьюго Уивинг, Джим Бродбент.
Конечно, фильм не лишен голливудских приемов вроде «счастливого конца», «и вдруг», когда в самые безнадежные моменты кто-то спасает ситуацию, но это не превращает его в банальный голливудский экшн. Звездные режиссеры, не менее, по-настоящему, звездные актеры и прекрасная основа в виде романа Дэвида Митчелла делает из картины произведение, которое стоит увековечить в истории кинематографа.

Читайте также по теме