Облгазы: реприватизация или теневая приватизация?

Кабмин намерен до конца текущего года вернуть в госсобственность приватизированные ранее отечественные городские и областные газоснабжающие компании. Эксперты же отмечают, что всякого рода заявления о реприватизации подрывают доверие инвесторов к Украине, а наибольший урон внутриукраинскому рынку газа, на самом деле, наносит механизм передачи в управление соответствующих активов тем или иным частным компаниям, которые просто «приватизируют» их финансовые потоки.

Не так давно Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о том, что Кабинет министров намерен до конца текущего года вернуть все ранее приватизированные городские и областные газоснабжающие компании (гор- и облгазы) в собственность государства. По ее мнению, поскольку отечественная газотранспортная система является неотъемлемой собственностью государства, а система поставок газа в Украину вообще находится под его полным контролем, распространение госмонополии и на рынок газоснабжения было бы вполне логичным и оправданным. При этом способ, которым правительство намерено осуществить реприватизацию облгазов, г-жа Тимошенко не уточнила.

Формально данное заявление стало реакцией на официальное обращение в Кабмин руководства Службы безопасности Украины относительно ситуации, сложившейся на внутреннем рынке газоснабжения и, в частности, – установленных СБУ попыток ряда иностранных посредников приватизировать 20 украинских гор- и облгазов. Наряду с этим эксперты считают совершенно очевидной связь между подобными намерениями премьер-министра и якобы имеющим место фактом чуть ли не тотального контроля этой сферы совладельцем скандальной компании-газотрейдера RosUkrEnergo Дмитрием Фирташем. При этом они высказывают мнение о том, что правительству вряд ли удастся «навести порядок» в тех случаях, где речь идет о действительно приватизированных компаниях, и, делая подобные заявления, глава правительства, скорее всего, планирует просто «провести зачистку» в государственных гор- и облгазах, сместив там руководство конкурента и поставив на его место своих людей.

Как бы то ни было, но, согласно заявлению руководства Антимонопольного комитета, на сегодня никакого монополизма на внутреннем рынке газа в Украине нет. Так, по его данным, начиная с 2006 года ни одна из компаний с ходатайством о разрешении на приобретение более 25% уставного фонда какой-либо газоснабжающей компании (что является необходимым элементом процедуры приватизации любого объекта) в комитет не обращалась. А это означает, что официально за это время ни один из облгазов приватизирован не был. Что, конечно же, не исключает приватизации по теневым схемам, достаточно распространенным в Украине…

Между тем, в середине января нынешнего года г-н Фирташ сделал резонансное заявление о том, что RosUkrEnergo якобы контролирует не менее 75% внутреннего рынка газа в Украине и, в частности, большинство украинских газоснабжающих предприятий (гор- и облгазов), которое вскоре сам же и опроверг, но на истинности которого настаивает, в частности, глава украинского правительства. Конечно же это стало достаточным основанием для вмешательства в ситуацию Антимонопольного комитета, который в феврале начал проверку данного сегмента рынка на предмет его монополизации и, в частности, отправил в RosUkrEnergo и во все 52 гор- и облгаза запросы относительно структуры их активов.

Не так давно первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Юрий Кравченко сообщил о завершении проверки, по результатам которой «факт осуществления RosUkrEnergo контроля над украинскими облгазами» установлен не был. Тем не менее, как поясняет советник Премьер-министра Сергей Пашинский, комитет может установить лишь факт приобретения, то есть – законной приватизации, тех или иных активов и именно исходя из этого делать выводы. Однако это вовсе не означает, что та или иная компания не может, официально не будучи их владельцем, не взять под контроль те же облгазы. По мнению г-на Пашинского, говоря о собственном доминировании в этой сфере г-н Фирташ имел в виду как раз наличие у его компании или ее посредников права на управление определенными облгазами.

Действительно, то, что в наблюдательные советы многих облгазов – в частности, «Закарпатгаз», «Волыньгаз», «Львовгаз», «Черновцыгаз», «Ивано-Франковскгаз», «Луганскгаз», «Черкассыгаз», «Киевоблгаз», «Днепропетровскгаз», «Житомиргаз», «Николаевгаз», «Хмельницкгаз», «Ривнегаз», «Тернопольгоргаз» и «Винницагаз» – входят представители компании «Укргаз-Энерго», 50% акций которой принадлежит RosUkrEnergo, факт давно установленный и общеизвестный. При этом как уверены эксперты, схема, действующая в данном случае, гораздо хуже законной приватизации.

Так, государство передает тот или иной принадлежащий ему актив в управление какой-либо структуре, которая через своих посредников – поставщиков и/или потребителей – продукции берет под контроль всю хозяйственную деятельность этой компании. А потом, через процедуру банкротства, становится ее официальным владельцем. Государство же, которое до разорения компании является ее номинальным собственником, не получает ничего. И, согласно данным СБУ, именно эта схема, вместо законной приватизации, доминирует на внутреннем рынке газа. По словам председателя СБУ Валентина Наливайченко, на сегодня в большинстве облгазов оплата за газ осуществляется через те структуры, которые входят в управляющие органы газопоставляющих компаний полурейдерским путем. В результате средства оседают в этих структурах, а долги облгазов – в государстве. И из этого следует, что всякого рода торможение законной приватизации облгазов, а тем более – попытки правительства их реприватизировать, может выражать ни что иное, как стремление сохранить данное положение дел, но использовать его в собственных интересах.

 

Читайте также по теме