Хотя Пашинского арестовали за бытовое преступление, а Гладковского – за злоупотребление властью и ложь в декларации, оба политика подвергались журналистским обвинениям в коррупции в оборонной сфере. Но эксперты не видят серьезных перспектив коррупционных расследований со стороны новой власти.
«Ловят крупную рыбу, снимают чешую и отпускают»
Бывший первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский вышел из СИЗО — семья внесла за него залог в размере 10,6 миллионов гривен. Таким образом, он провел за решеткой четыре дня – 17 октября был задержан, 19 октября суд избрал меру пресечения в виде ареста на два месяца с возможностью внесения залога. А в понедельник, 21 октября, он вышел на свободу.
Политолог Николай Давидюк провел параллель с делом экс-главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. Того суд подверг аресту на два месяца 7 октября. Но без права внесения залога. 18 октября апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции.
Задержание Гладковского произошло по тому же сценарию, что и Пашинского, считает Николай Давидюк.
«Сейчас это выглядит любимой рыбалкой ГПУ, когда ловят крупную рыбу, снимают с нее чешую и отпускают», — заявил политолог в телеэфире.
А блогер Александр Волков отмечает, что Пашинскому избрали меру пресечения в виде содержания под стражей без возможности внесения залога, потому что он подозревается в совершении насильственного преступления.
«Сделано это, согласно пункта 1 части 4 статьи 183 Уголовного процессуального кодекса», — указывает блогер.
Гладковскому избрали меру пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога, потому что он подозревается в совершении не насильственного преступления. Сделано это согласно части 3 статьи 183 Уголовного процессуального кодекса.
«Суд обязан был установить залог согласно ч.3 ст. 183 УПК. Сумма залога действительно маленькая для Гладковского, но это другой вопрос», — написал Волков.
Хотя Пашинского арестовали за бытовое преступление, а Гладковского – за злоупотребление властью и ложь в декларации, за обоими политиками эксперты констатируют так называемый коррупционный шлейф, в виде обвинений со стороны журналистов, причем связь между фигурантами видит и генеральный прокурор Руслан Рябошапка. Он заявляет, что дело о коррупции и хищении средств в оборонной отрасли, а также о злоупотреблении служебным положением, в чем подозревают Гладковского, «имеет определенные связи» с и бывшим председателем парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергеем Пашинским.
Отметим, что следствие считает, что из-за Гладковского государство по завышенным ценам закупило грузовики у «дочки» автомобильной компании Богдан Мотор, потерпев более 10,62 млн грн убытков. «Мы только на этой неделе зарегистрировали три таких производства, которые могут быть связаны с тем самым лицом (Пашинским — Авт.). Более того, даже подозрение, связанное с Гладковским, тоже имеет определенные связи с этим фигурантом. Это тоже было частью сюжета, связанной с тем, что инкриминируется Гладковскому», – сказал генпрокурор.
Рябошапка не исключил, что Пашинскому будет объявлено подозрение по другим эпизодам.
Следует отметить, что Пашинский являлся фигурантом журналистских расследований о коррупции. Например, его имя упоминалось в связи со скандалом вокруг закупки по завышенным ценам старых БМП у польской фирмы Wtorplast, звучало в контексте истории с рейдерским захватом житомирской кондитерской фабрики и пр. Однако, арестован он был за нанесение гражданину тяжкого телесного повреждения — в 2017 году выстрелил мужчине в ногу из наградного пистолета.
«Нет оснований для логического завершения»
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырев связывает скорое освобождение из-под стражи Гладковского с его приближенным положением к бывшему президенту Петру Порошенко. А Пашинский, конечно, мог наживаться на коррупции в «Укроборонпроме», но от непосредственного управления он был отодвинут.
«Для Порошенко Гладковский является более приближенной фигурой, чем Пашинский, который ранее был представителем «Народного фронта» и отодвинут на вторые роли. Гладковский, хоть и сотрудничал с Пашинским, но был гораздо ближе к Порошенко и был его человеком», — рассудил эксперт.
По его словам, «эта история может тянуться бесконечно долго», и Гладковский будет подавать встречные иски.
Отметим, что о связи Гладковского с Порошенко действительно много писали. Дескать, Олег Гладковский – один из главных экс-бизнес-партнеров предыдущего президента. Он долгое время руководил корпорацией «Богдан», долю в которой имел Порошенко. В 2015 году Гладковський занял должность заместителя секретаря СНБО.
«Это человек, с которым Петр Алексеевич практически прожил жизнь и строил бизнес в 90-х годах. Игорь Кононенко (соратник и армейский друг Порошенко- Авт.) привел его еще где-то в 1992 году, они были одногруппниками», – описывал политический обозреватель Роман Романюк.
Весной, накануне президентских выборов разгорелся скандал. Журналисты заявили о многолетней схеме, к которой, якобы, причастен 22-летний сын Гладковского Игорь. Утверждалось, что были организованы поставки контрабандных российских деталей для военной техники. Якобы, государственные предприятия «Укроборонпрома» покупали эти детали у фирм-прокладок по ценам, завышенным в несколько раз. Таким образом группа якобы получила от «Укроборонпрома» не менее 250 млн грн.
В расследовании упоминалось, что сделки организовывались через три основные фирмы-«прокладки», а одной из подобных фирм якобы выступал завод Кузня на Рыбальском, на тот момент, принадлежавший Порошенко. Расследование вышло на сайте Bihus.Info.
Любопытно, что Гладкоский фактически признался в поставках, о которых сообщили журналисты.
«Я подтверждаю, что часть (комплектующих) мы завозим оттуда, где они изготавливаются. Это очень сложное задание, к которому привлечены и наши спецслужбы», — заявил он в телеинтервью.
Это громкое дело не послужило поводом к задержанию. Арестовали Гладковского потому, что по версии следствия, будучи в должности первого замсекретаря СНБО, он обеспечил включение в государственный оборонный заказ закупку грузовых авто МАЗ-6317 («Богдан-6317»).
Причем сделал это по завышенным ценам у дочернего предприятия «Автосборочный завод №2», входящего в состав «Богдан Моторс», конечным бенефициаром которого является сам Гладковский. Государству был причинен ущерб на сумму 10,62 млн грн. Именно эта сумма была озвучена судом при установлении залога.
Кроме того, в НАБУ сообщили, что Гладковский не задекларировал доходы супруги, полученные ею от сдачи в аренду недвижимости в центре Киева, а именно: 54 тыс. долларов – за 2016 год, 63 тыс. долларов – за 2017 год и 47,5 тыс. долларов – за 2018 год.
Столь незначительные суммы по сравнению с теми, которые фигурировали в журналистском расследовании, заставляют экспертов сомневаться в перспективах дела. Политический эксперт Валентин Гайдай, считает, что выход Гладкоского под залог конечно, не является стопроцентным свидетельством того, что дело обязательно развалится. Но пока что нет оснований для логического завершения этого производства», — заявил политолог.