Андрей Кислов
07:00 20/02/2020

Обострение на Донбассе: Кому не нужен «нормандский саммит»?

СНБО заявляет, что провокацию устроили силы, не заинтересованные в проведении встречи глав Украины, РФ, Франции и Германии…

«Проиграв на поле боя, враг выдал заявление»

Утром 18 февраля на Донбассе был бой. Перестрелки проходили возле населенных пунктов Новотошковское, Орехово, Крымское, Хутор Вольный. В результате боя погиб один украинский военный и еще четверо бойцов получили ранения.

Президент Владимир Зеленский отреагировал на бой и заявил, что Совет национальной безопасности и обороны будет (СНБО) принимать решение о дальнейших шагах.

По его словам, целью был срыв мирного процесса, который «начал продвигаться». «Наш курс на завершение войны и приверженность международным договоренностям остается неизменным — так же, как и наша решимость дать отпор любым проявлениям вооруженной агрессии против Украины», — написал Зеленский.

Хотя заседание СНБО в тот день было посвящено обострению на Донбассе, на нем успели обсудить Стратегию нацбезопасности и обороны под названием «Безопасность человека — безопасность страны».  Документ, в частности, предусматривает развитие стратегических отношений с ключевыми иностранными партнерами, прежде всего с НАТО, ЕС и США. По результатам заседания СНБО одобрил и предложил Президенту для утверждения проект стратегии.

Тем временем на обострение отреагировало посольство США. «Мы глубоко обеспокоены сегодняшними сообщениями об эскалации конфликта на Донбассе и настоятельно призываем Россию соблюдать свои Минские и Нормандские обязательства», – заявили в посольстве.

Отметим, что по сообщениям украинских СМИ в так называемой ЛНР обвиняют украинскую сторону в попытке приблизиться к их позициям и дальнейшем артиллерийском обстреле. В штабе ООС заявили по этому поводу: «Проиграв на поле боя, враг решил скрыть свое поражение и выдал наспех подготовленное заявление, обвиняя украинскую сторону в попытке нападения».

Экс-руководитель бюро Интерпола Кирилл Куликов написал в Facebook: «Провокация…Сепары напали на наш наблюдательный пункт-сомнений нет, грубое нарушение соглашений. И ВСУ им ответили по всем международным правилам, в том числе регламентированным решениями ООН. Но я как понимаю из услышанного на брифинге, пункт ВСУ находился в «серой зоне», т.е. в зоне, откуда войска отведены? А как он там возник?».

Куликов призвал миссию ОБСЕ назвать виновного в гибели украинского военнослужащего. «Если есть погибшие, значит есть виновные, у этих виновных есть имя, фамилия, звание, должность», — рассудил он. Эксперт предположил, что наблюдательный пункт нарушал предыдущие договоренности по разводу войск.  «Кто отдал приказ установить там наблюдательный пункт?», — задается вопросом Куликов.

Отметим, что нынешнее обострение произошло после того как Президент Владимир Зеленский заявил, что украинская сторона согласна на совместный контроль границы с представителями ОБСЕ и отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) для проведения местных выборов на Донбассе. «Чтобы там были как украинцы, так и представители временно оккупированных территорий, так и ОБСЕ», — сказал он.

Следует напомнить, что в декабре министр внутренних дел Арсен Аваков заявлял, что украинские правоохранители готовы патрулировать освобожденные от боевиков территории Донбасса совместно с представителями территориальных общин. Но это станет возможно в перспективе, когда будет получен контроль над границей.

 Заявление Авакова звучало на фоне саммита «нормандского формата» (Украина, РФ, Франция и Германия) в Париже, где глава МВД сопровождал Президента. Тогда вопрос контроля над границей стал камнем преткновения на переговорах. Российская сторона призывала буквально придерживаться Минских соглашений где указано, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта «должно начаться в первый день после местных выборов в ОРДЛО и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».

«Хочу вам сказать, что у нас мощная армия»

Выборы на неподконтрольных территориях Донбасса предусмотрены Минскими соглашениями и «формулой Штайнмайера», которую украинская сторона обязалась имплементировать к апрелю. По этой формуле, выборы считаются состоявшими, если ОБСЕ сочтет их соответствующими демократическим стандартам.

По итогам саммита в Париже было принято коммюнике под названием «Согласованные выводы». В п. 2 этого документа указано обязательство инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство.

Следующий «нормандский» саммит намечался в апреле в Берлине. Однако министр иностранных дел Вадим Пристайко 10 февраля заявил, что подготовка к «нормандскому» саммиту попросту не ведется. Дескать, к декабрьской встрече готовились за полгода. «Теперь у нас осталось два месяца, и я не видел ничего подготовленного. Возможно, это будет намного быстрее, чем в прошлый раз, и, возможно, мы добьемся гораздо большего прогресса. Извините, но я в этом сомневаюсь», — сказал министр иностранных дел.

На следующий день МИД РФ заявил, что мероприятие под угрозой срыва — из достигнутых в Париже договоренностей состоялся только обмен удерживаемых лиц. Остальное не выполнено.

В тот же день Президент Владимир Зеленский имел разговор с Ангелой Меркель. 11 февраля на официальном сайте Федерального Канцлера Германии появилось сообщение: «Канцлер Ангела Меркель позвонила сегодня Президенту Украины Владимиру Зеленскому. Канцлер и Президент Зеленский обменялись мнениями, в частности, о ситуации в области безопасности на востоке Украины, и подчеркнули необходимость полного выполнения Минских соглашений и решений «нормандского саммита» от 9 декабря 2019 года».

14 февраля была аналогичная беседа с Путиным. Кремль сообщил, что разговор состоялся по инициативе украинской стороны. А президент РФ, дескать, акцентировал важность полной и безусловной реализации минских договоренностей и «прямо поставил вопрос» о намерении Киева их выполнять.

Затем была Мюнхенская конференция по безопасности, где Владимир Зеленский сделал ряд заявлений. Он в очередной раз заявил, что выборы на Донбассе в октябре 2020 года желаемы, но невозможны — нет контроля над границей.

Кроме того, он заявил: «Поверьте, у нас очень сильная армия – я хочу поблагодарить наших военных – одна из самых сильных в Европе, 200 тыс. армия. Мы готовы ко всему. Но мы хотим мира – на наших условиях, на условиях сильной армии».

После боя 18 февраля Глава государства повторил тезис о сильной армии. «Хочу вам сказать, что у нас мощная армия. Провокации бывают. Армия, соответственно, сильно ответила. Ситуация полностью контролируется. И с нашей армией, начальником Генштаба, мы уверены, что эта провокация не изменит курс, потому что только с сильной армией можно садиться за стол переговоров», — сказал президент на брифинге.

Он подчеркнул, что эта провокация не изменит курс на то, что «мы идем уверенно и приближаемся к прекращению войны и к миру». А секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов заявил, что есть силы, которые заинтересованы в срыве встречи в «нормандском формате» и они организовывают провокации.

«Не у всех есть желание и понимание, что нам нужен «нормандский формат», чтобы мы прекратили войну, которая есть у нас на территории Донецкой и Луганской областей. Я не могу сказать, что все в этом заинтересованы, и те силы, которые не заинтересованы, они постоянно делают определенного рода провокации, которая состоялась сегодня», — отметил секретарь СНБО.

Читайте также по теме