Димитрий Бабич
14:05 16/07/2014

Обратная сторона Евросоюза: Украина утратит национализированную собственность?

В случае даже частичной интеграции нашей страны в структуры ЕС и ратификации основных норм европейского законодательства официальный Киев может столкнуться с целым рядом неслыханных до недавнего времени сложностей. Одно из них – реституция, или возврат собственности, изъятой в результате всевозможных революций и двух мировых войн. В контексте Украины речь идет о национализированных  в период с 1917-го по 1940-й усадьбах, замках и даже предприятиях и землях, ранее принадлежавших зажиточным украинцам. После соответствующих юридических процедур потомки тех, у кого это все было отнято, смогут рассчитывать на богатое наследство. Впрочем, юридические процедуры могут обернуться для украинского государства поистине катастрофой.
Европейские юристы практически в один голос утверждают, что в реституции как таковой нет ничего страшного. Дескать, это уже годами проверенная практика, доказывающая, что справедливость рано или поздно торжествует, и те, кто по каким-либо причинам был лишен законного имущества (или их потомки) увернут себе утраченное состояние. «Это практикуется во Франции, эта система применялась в Германии, эти схемы отработаны в Восточной Европе, — сказал в комментарии ГолосUA немецкий адвокат Гюнтер Шлиманн. – Гарантом выполнения таких решений должно стать государство, дабы не допустить обнищания новых владельцев домов и крах находящихся на отнятых территориях предприятий».
А вот это звучит, по меньшей мере, лицемерно. Практически весь театральный мир знает трагическую историю гениальной латвийской актрисы Вии Артмане, у которой в результате «законной европейской реституции» была отнята благоустроенная квартира в Риге – уже немолодая женщина должна была переселиться на заброшенный хутор. Но, например, в Венгрии при ее интеграции в ЕС поступили более человечно: венгерское правительство предложило тем же наследникам крупную финансовую компенсацию. Якобы за ущерб, нанесенный им «определенным режимом». Правда, на тот момент это никоим образом не касалось жителей Западной Украины, часть территорий которой до начала Второй Мировой входила в состав Австро-Венгрии, Румынии и Польши.
Независимая Украина в целом оказалась явно не меньшей заложницей ситуации. Еще в 1991-м году Киев заявил, что наша страна отнюдь не является правопреемницей ни СССР, ни УССР. Следовательно, ни о каких выплатах в данном случае не может быть и речи. И здесь обиделись те же Венгрия, Румыния и Польша. Эти три страны, которые сейчас активно лоббируют интересы Киева в Евросоюзе, не менее активно выступают за реституцию утраченного. Если отдельным потомкам «пострадавших» удастся реализовать свое европейское юридическое право, не исключено, что уже в ближайшем будущем «новыми хозяевами» наших лесов, полей и – что характерно – замков станут граждане сопредельных государств.
Безусловно, здесь есть некие регуляторы, не позволяющие иностранцам в одностороннем порядке становиться полномасштабными собственниками национального наследия Украины. Или собственного наследства. Впрочем, им это вовсе и не нужно, считают эксперты. Предполагается, что Киеву придется выплатить каждому из претендентов определенную судом сумму. Как известно, на сегодняшний день украинская казна практически пуста.
Выходом из этой, казалось бы, тупиковой ситуации могут стать исключительно решения Верховной Рады. Все дело в том, что потенциальная реституция распространяется лишь на приватизированные объекты. Вероятно, именно поэтому тот же Евросоюз так отчаянно настаивает на скорейшем принятии законов, гарантирующих предоставление фермерских угодий и заводов в так называемую «частную собственность».
Сейчас Украина занята совсем другими вопросами. Да и сама Рада, новое заседание которой состоится 22 июля, явно не станет решать «первоочередные задачи» «приватизации и реституции». Для Киева в настоящее время — важнее проблемы антитеррористической операции на Донбассе, а также будущее топливно-энергетического комплекса.
Но, тем не менее, вероятность реституции остается в силе. Это нужно помнить целому ряду украинских политиков, ратующих за скорейшую интеграцию в ЕС.

Читайте также по теме