Наталья Орлова
13:36 08/01/2015

Образование–2014, или Кто еще остался в живых

Слушаем наших выдающихся деятелей от образования и удивляемся: какая уникальная способность «сохранять лицо» при полной деградации системы. Да, правда, мы ее (систему) убивали на протяжении последних 25 лет, выбрасывая вместе с идеологически заангажированными совершенно уникальные образовательные традиции. Но этот год превзошел все ожидания! Особый креатив достижений можно было наблюдать на пресс-конференции «Українська освіта – 2014. ТОП 10 подій».

Оказывается, за прошедший год мы достигли успехов! Наша школа стала самой демократичной школой в мире! Выполняя рекомендации МОН (письмо от 05.12.2014 № 1/9-630), мы только перечень воспитательных мероприятий общегосударственного уровня сократили в два раза: все оставили на выбор школы и местного самоуправления.

Да, сегодня детей воспитывать не надо. Ведь «мы достигли высокого уровня патриотизма в школах и ВУЗах». И на примере «высокого патриотизма» тех, кто «на фронте отстаивает свободу и независимость страны», дети придумывают забавы типа продажи компотов из «крови русских младенцев», формируя у себя тем самым высокие идеалы гуманизма. Конечно, учитель не посмеет им перечить, поскольку можно угодить в мусорный люстрационный бак за нелояльность к подрастающему поколению. А где же свобода слова, альтернативное мнение экспертной среды, общественности?!

Отныне Министерство не будет «навязывать» свои ценности! И реагировать на подобные «шалости» тоже не будет. Даже если они зашкаливают и превращаются в жестокие разборки между детьми (примеры детской жестокости неоднократно освещало отечественное СМИ). Ведь даже факты детского суицида не заставляют учащенно биться сердца министерских чиновников! Вот разве что уволят несколько сот тысяч работников образования, но, опять же, за нелояльность теперь уже к новой власти (согласно рекомендациям все того же министерства) или согласно экономическим нововведениям бюджета-15…какая разница. А так, наше образование в ТОПах!

Особый интерес у педагогической общественности вызвали достижения в области «свободы педагогической деятельности учителя». Наконец-то учитель свободен! Только неплохо было бы знать, от кого? От государства? Оно сократило его доходы минимум в два раза (доход учителя в 2014 году составил $2400 за год; в Германии в год учитель получает до 47 тыс евро). При этом украинское правительство не пытается индексировать их потери. Власти предлагают нововведения, которые можно сравнить разве только с достижениями африканских племен в охоте на местную фауну. Принятый депутатами Верховной Рады «втемную» накануне Нового Года шоковый бюджет страны и уже подписанный Президентом, еще предстоит педагогической общественности на себе ощутить в полном объеме.

А может быть учитель стал свободным от МОН, которое дало ему право самостоятельно выбирать формы и методы преподавания? Но разве это функции МОН регулировать вопросы форм и методов преподавания? Или может МОН когда-нибудь проводило экспертизу проектов, которые в течение многих лет навязывали школе методики нейро лингвистического программирования через международные фонды и программы? Никогда! Зато поддерживало эти проекты с завидной прытью. Ведь куда проще имплементировать чужую образовательную модель (в том числе, ВНО с ее миллионными расходами), чем создать свою – для этого, как минимум, нужны профессионалы! 

Также  учителя были удивлены предоставленной им свободой календарного и поурочного планирования. Оказывается, чиновники озабочены высоким уровнем бюрократизации в школе и решили, что это касается именно их! Но бумаготворчество (подготовка статистических данных, годовые отчеты и т.д.) – это не проблема учителя, это проблема школьной администрации, а именно – директора и его замов. Для учителя самой удобной формой работы есть работа по определенному алгоритму или стандарту. Тогда не нужно каждому «придумывать велосипед». Иначе учебно-воспитательный процесс очень быстро превращается в урокодательство.

И, наконец, долго ожидаемое каждым учителем Украины: отныне «учителей в школе не имеют право контролировать. Они имеют право преподавать то, что считают необходимым. Каким образом учитель обучает детей – его интимное дело… И если детей не устраивает, как учитель проводит уроки, на это должны реагировать родители».

Вот это действительно настоящее достижение! Только что-то не согласовывается эта идея с люстрацией! Ведь, так называемое, «интимное дело учителя» вдруг может оказаться «еще более интимным делом самого министерства».

В перечне образовательных ТОПов, безусловно, ВНО и его новые правила: «сдал – не сдал». Но ведь от перестановки слагаемых сумма не меняется и университет, в первую очередь, ищет возможность выбрать своего студента, а не того, кто в тесте «попал» в правильный ответ. Гордясь собственными достижениями, чиновники на пресс-конференции жалуются на отсутствие «кадровой революции в образовании», благодаря чему «университетами продолжают руководить ректоры, а областными департаментами – начальники, которые ангажировали автобусы и возили учителей на антимайдан, а сегодня одели вышиванки и демонстрируют верность новому правительству».

Видимо, нынешние чиновники забыли, с какими партбилетами они делали карьеру. Но ведь и на большее, чем «расталкивание локтями», они неспособны: разумных предложений о реформах так и нет. Все более широких размахов приобретает репетиторство и все менее качественное образования ученики получают в классе. И это есть факт!

Некоторые ТОПы реформой называют то безобразие, которое обозначено на ста страницах текста по названием «Закон о высшем образовании». Чиновники и здесь пытаются обвинить университеты в нежелании имплементировать этот закон. Им невдомек, что университеты функционируют по принципу профессиональной целесообразности, а не политической конъюнктуры. И потенциал отдельных университетов на несколько порядков выше нынешних «государственных деятелей от образования». 

А вообще-то странную позицию нынче занимает МОН: Премьер дает распоряжение (от 04.12 2014) относительно «оптимизации» образовательной сферы, а чиновники вместе с профильным комитетом Верховной Рады вдруг (только после профсоюзных дебатов!) как то очень скромно перечат  руководству. Зато 29.12.2014 голосуют за бюджет-15: и их уже не интересует мнение педагогической общественности!

При этом на защиту системы образования относительно сохранения нормы о бесплатном полном общем образовании и льгот для детей и молодежи поднимает комитет по вопросам  семьи, молодежной политики и спорта. Председатель комитета убежден, что «законопроект, который предлагает органам местного самоуправления предоставлять возможность для реализации льгот, не обязывает соответствующие органы выполнять эти функции. Учитывая ограниченные бюджетные возможности  большинства местных бюджетов, Комитет считает эти нормы декларативными». 

А в это время «свободных учителей» несвободно и массово отправляют в отпуска за свой счет! А ученикам, с целью экономии электроэнергии,  продлевают каникулы, чтобы они «догоняли» учебную программу когда-нибудь и как-нибудь. Собственно, общество должно понять, что озвученные ТОПы образования 2014 года основательно закрепят переход нашей страны на натуральное хозяйство и феодальную форму правления.

Читайте также по теме