В начале мая в Украине пройдет первое в этом году тестирование выпускников школ по системе «внешнего независимого оценивания». Системе, которая не имеет ни малейшего отношения к определению качества усвоения информации учащимися, не говоря уже о проверке уровня знаний. Системе, где абсолютной ложью являются все три слова в названии её самой: она часть государственной системы образования, следовательно, является внутренней, а не внешней; финансируется из госбюджета, значит, полностью зависима от государства и тестирует учеников, а не оценивает. Эта система уже внесла свою лепту в снижение качества образования, но в текущем году не она станет основной проблемой на пути дальнейшего получения знаний выпускниками школ.
Очередное «реформирование» высшего и средне-специального образования в Украине, поданное под соусами децентрализации и выполнения требований МВФ, привело к тому, что денег на содержание профтехучилищ у местных бюджетов нет. А ВУЗы закрываются, так как на их содержании «экономит» уже бюджет центральный. Напомню, что в конце марта Президент Украины Петр Порошенко запретил финансирование профессионально-технических училищ из государственного бюджета, наложив вето на принятые Верховной Радой законы №3830-3 и №3831-2 , предусматривавшие выделение ПТУ субвенции в размере 1,8 млрд грн. Финансирование же ПТУ в госбюджете 2016 не заложено вообще. Так что около 320 тысяч учащихся и примерно 30-40 преподавателей пополнят армию безработных.
А что там в Европе, куда Украина так стремится попасть? А вот что. Польша снизила в этом году стоимость получения высшего образования, в первую очередь для иностранцев. Так, год обучения в престижнейших университетах страны – Ягелонском в Кракове, им. М. Склодовской-Кюри в Люблине, Лодзинском и т.д. будет стоить 1000 евро. Что вполне сравнимо со стоимостью обучения в украинских ВУЗах. Вот только ценность дипломов – разная. С этого года высшее образование в государственных ВУЗах Германии будет бесплатным для всех, в том числе и иностранцев. Хотите получить диплом немецкого университета? Сдавайте экзамены и приготовьтесь подтвердить свою возможность профинансировать проживание в Германии. И учитесь себе спокойно.
Пока в Польше снижается стоимость получение высшего образования, а Германии эти услуги становятся вообще бесплатными, Украина идет по своему, особому пути – закрывая ВУЗы и снижая объем государственного финансирования высшего образования. Так, в 2015 году в Украине были лишены лицензий 76 высших учебных заведений и их филиалов. Всего же в Украине количество вузов планируют сократить более чем вдвое – с 802 до 317.
Мотивировок две, одна фантастическая, другая мерзопакостная. Согласно первой, лишаются аккредитации ВУЗы, так как они «не предоставляют надлежащего качества и там не происходит надлежащий учебный процесс». Вообще-то, если такое происходит в коммерческом ВУЗе, то он и сам закроется, поскольку выпускники с его дипломами не смогут получить нормальную работу и либо засудят ВУЗ, либо устроят ему такую рекламу, что учиться там будет некому. Если же подобное происходи в государственном ВУЗе, то его не закрывать надо, а выяснять причину подобного, выявлять и наказывать виновных. Вторая причина закрытия ВУЗов – это выполнение требований МВФ по снижению социальных расходов государства ради получения очередного транша кредита. В прошлом году, на ликвидации ВУЗов, Кабмин планировал сэкономить аж 312 млн грн (примерно 15 млн долларов США). Для сравнения, напомню, что начиная с 2014 года по первый квартал 2016-го органами Государственной службы финансового мониторинга Украины выявлено операций, которые могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем почти на 350 млрд гривен. Однако, несмотря на все декларации властей о борьбе с коррупцией, эти дела в суды не идут, а деньги не возвращаются в бюджет.
На фоне таких потерь, жалкие 0,1% от суммы украденного у налогоплательщиков Украины, которые Кабмин экономит, закрывая ВУЗы, выглядят просто убого. Сам же процесс «экономии» — это циничное уничтожение будущего государства. Так как страна, в которой постоянно снижается количество высокообразованных граждан, обречена на поглощение более грамотными соседями. Это в лучшем случае. В худшем, её судьба – быть сырьевым придатком для более развитых сопредельных (и не очень) государств.