Реформа стучится в школьные двери. В Кабинете министров дали зеленый свет переустройствам в системе среднего образования. Предлагаемые новшества чиновники называют прогрессивными. Так, они предполагают развязать руки педагогам в вопросах школьных программ, ликвидировать бессменность директоров, установить «педагогическую интернатуру», а также внедрить межклассовые занятия. Эксперты же напоминают о низкой материальной мотивации учителей, без активного участия которых дела не будет.
Грядущие изменения в украинской школе
Законопроект «О полном общем среднем образовании», который был презентован профильным министром Лилией Гриневич и поддержан Кабинетом министров 13 марта, затрагивает в первую очередь аспекты обучения детей на языках национальных меньшинств. Так, проектом закона допускается преподавание на негосударственном языке на протяжении всего школьного цикла, если этот язык относится к «уязвимым». Под это определение попадает язык крымских татар, не имеющих своего государства и устойчивой языковой среды.
Для общин, которые используют в быту языки Европейского Союза, а это румынский, польский, венгерский и словацкий, разработан следующий подход: с 1 по 4 класс преподавание будет происходить на материнском языке с изучением украинского языка. А вот с 5 класса присутствие государственного языка в школьном процессе должно постепенно возрастать и составить к 9 классу 40% от общего времени. Когда же дети перейдут в старшую школу, то доля украинского языка должна составлять не менее 60%.
А вот для русскоязычной общины, которая является второй по численности этнической группой Украины (12% от всего населения), преподавание на русском будет происходить до 5 класса, а после доля государственного языка в образовательном процессе должна равняться 80%.
Напомним, что последние усилия властей в сфере образования в штыки были восприняты странами-соседями.
Закон об образовании от 2017 года, предполагавший тотальное преподавание на украинском языке с 5 класса для всех нацменьшинств, обеспокоил Румынию, Польшу и Словакию.
А Венгрия стала ставить палки в колеса Украине на пути ее интеграции в НАТО. Так, Будапешт, как член Североатлантического Альянса, начал блокировать проведение комиссии Украина-НАТО из-за «языковой» статьи закона. Страсти не утихают до сих пор: Венгрия продолжает настаивать на внесении изменений в него. Теперь они появились, но, надо подчеркнуть, что изменения оформлены в виде законопроекта. То есть, документ должен пройти голосование в Верховной Раде, а это значит, что изначальный вариант проект закона может быть доработан.
Кроме языковых аспектов, законопроект подразумевают введение индивидуальных планов обучения для учеников определенных категорий. К ним относятся дети, имеющие инвалидность, параллельную образовательную занятость, а также получающие аттестат зрелости на дому. Их уровень знаний будет проверяться в форме годового и семестрового контрольного оценивания или государственной годовой аттестации.
«Для учеников с особыми образовательными потребностями построение такой траектории — возможность для успешной интеграции в жизнь обычной школы. Для детей, которые серьезно учатся еще вне школы, например, ходят на спорт или в музыкальную школу, — это возможность зачислить полученные не в заведении знания, а свободное время использовать на домашнее задание или иную работу. Для учащихся, находящихся на домашнем обучении, этот механизм позволит просто и безопасно засчитать свои учебные достижения и получить документ о полном общем среднем образовании», — заявила Лилия Гриневич.
Кроме того, проект закона предусматривает выборность предметов, когда ученики могут слушать интересующие предметы вне учебного плана в рамках «межклассовых» групп, формирующихся из параллели и смежных классов.
Авторы нового образовательного законопроекта также обещают «педагогическую автономию» с возможностью создания программ и собственной системы оценивания и поощрения учеников.
Также педагогам сулят оплачиваемые за счет государства курсы повышения квалификации. Также учителя обязуются получить навыки первый медицинской помощи.
Согласно положениям проекта закона, учителя могут увеличить свое жалованье на 10-20%, если начнут опекаться ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами.
Помимо всего, вводится понятие «педагогической интернатуры» с институтом наставников для молодых учителей. Опытный педагог, как старший товарищ по работе, будет получать 20%-ную надбавку к зарплате за свою менторскую деятельность.
Что касается системы управления, то в Минобразования предложили выбирать директоров на конкурсной основе не более чем на 2 срока по 6 лет в каждой школе.
Родители же получают рычаги контроля школы через механизм аудита в случае возникновения противоречий с администрацией школы.
Низкие зарплаты
Успехи будущей реформы во многом зависят от самоотдачи педагогов, говорят эксперты, указывая, что мотивации для нее мало.
На образование в госбюджет-2019 предусмотрено 129 млрд гривен, и одна из самых больших статей расходов в этой сумме — образовательные субвенции (70 млрд гривен), основное назначение которых — оплата труда педагогических работников.
Сегодня базовый должностной оклад учителя высшей категории (14-й разряд) составляет чуть более 5 000 гривен, без учета надбавок и доплат.
Согласно данным профсоюза работников образования и науки, средняя заработная плата в сфере в январе 2019 года составила — 7 104 гривен, оставаясь ниже, чем средняя по экономике (9 223 гривен). Несмотря на то, что учительские зарплаты постоянно растут (в 2017 – на 50%, в 2018 – на 25%, в 2019 – на 9%), инфляция и другие факторы в экономике нивелируют это повышение.
«По сравнению с январем 2017 года, зарплата выросла на 75%. Этого пока еще недостаточно, но говорит о приоритетах нашего правительства по поддержке образования», — признался в своем Twitter премьер Владимир Гройсман.
При сохранении бюрократии, проверок, низких зарплат, а также непомерной нагрузки на учителей говорить о реформах в школьном образовании нелепо, полагают эксперты.
«Низкие зарплаты, проверки, бюрократия, а также в отсутствие у педагога времени на самообразование. Как в таких условиях учитель способен воспитывать будущее нации?» — рассуждает председатель Свободного профсоюза работников образования и науки Украины Владимир Фундовный.
Со слов директора Центра экспертизы образовательных реформ, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ващенко, нагрузка на учителя сегодня огромная, а зарплата не соответствует текущим реалиям.
«Учитель со стажем до 40 лет сегодня получает около 8 тыс. гривен, а это 300 долларов. Для сравнения, по состоянию на 2014 год, зарплата такого учителя составляла 750 долларов. Сегодня, когда молодой учитель приходит в школу, ему заплатят немного больше, чем была его стипендия в университете. Касательно образовательных реформ, мы сегодня наблюдаем умствование, достаем левой рукой правое ухо. По большому счету, это хаос», — говорит она.