Елена Куликова
07:00 25/12/2015

Образовательная реформа в Украине: кампусы для старшеклассников и кадровая ротация учителей

Нынешний год без сомнений можно назвать годом реформ. Не исключением стала и образовательная сфера. Так, 19 ноября 2015 года законопроект «Об образовании» был подан на рассмотрение парламента. 25 ноября его вернули авторам – на доработку. Среди прочих «резких поворотов», образовательная реформа предполагает возврат к 12-летке, ВНО для девятиклассников, проведение реформы школьной сети, сокращение финансирования образовательной сферы до не менее 7% ВВП, а также обязательную сертификацию учителей посредством ВНО…

12-летка как она будет

Введение 12-летки предполагает разделение обучения школьников на 3 этапа: 4 года в младшей школе, 5 лет в средней школе и еще 3 года в старшей профильной школе. Если в 2002 году, в ходе реформы было на год продлено обучение в младшей школе, то теперь лишний год добавят старшеклассникам. 12-летку собираются внедрить с 1 сентября 2018 года для младшей школы, с 1 сентября 2022 года для средней школы и с 1 сентября 2019 года для профильной старшей школы. При этом количество предметов в старшей профильной школе сократят с 14 до 6-8.

Кроме того, согласно законопроекту, выпускники 9-го класса будут сдавать ВНО. По словам заместителя министра образования Павла Хобзея, после получения результатов ВНО, школьники смогут выбрать три траектории продолжения учебы: многопрофильный академический лицей, профессиональный лицей, либо — профессиональный колледж. Предполагается, что профессиональные лицеи будут готовить квалифицированных рабочих, профессиональные колледжи — младших специалистов, а академические лицеи – будущих студентов вузов. Также студенты профессиональных лицеев и колледжей по желанию смогут продолжить свое обучение в вузах.

Сотрудник аналитического центра CEDOS Ирина Когут отмечает, что использование результатов ВНО для определения последующей траектории учебы ребенка – нарушает его право на равный доступ к образованию.

«Около 40% детей, которые попадают в систему профессионально-технического образования, впоследствии не идут в вузы и не сдают ВНО. И мы, соответственно, не понимаем, какова ситуация с качеством образования в школах. Поэтому я считаю, что есть большая необходимость в проведении ВНО для выпускников 9-х классов, как минимум на уровне мониторингового исследования. В идеале – все-таки на уровне общего тестирования… Но я считаю нецелесообразным и таким, что нарушает право на равный доступ к образованию, использование результатов этого тестирования для определения последующей образовательной траектории ребенка. Пойдет ли ребенок продолжать учебу в профессионально-техническом учреждении, или же в школе, а затем в вузе – должно решаться другими способами, не при помощи ВНО», — подчеркнула эксперт.

Реформа школьной сети

Также в закон «Об образовании» заложена реформа школьной сети. Реформа, в частности, предполагает, что, малокомплектные начальные школы останутся в селах, вне зависимости от количества учеников. Что будет происходить с учениками 5-9 классов в сельских школах – в правительстве пока не решили. Тогда как старшие школы для жителей небольших населенных пунктов будут организованы на уровне районов, что позволит аккумулировать в каждой школе от 200 до 500 человек.

На бумаге все выглядит довольно просто, но, очевидно, что для воплощения реформы понадобится проделать большой объем работы. И  начать придется с проведения децентрализации, в том числе и на законодательном уровне.

«В Минобразования говорят о реформе старшей школы: в школах необходимо аккумулировать больше учеников, кроме того, старшеклассникам дадут возможность выбора профиля. Но министерство не может закрыть школы «указом сверху». Это может сделать только та община, которая их основала», — говорит И. Когут.

Эксперт объясняет, что решение о том, чтобы закрыть сельскую школу принимает сельсовет, тогда как финансы на создание новых школ выделяются районным администрациям. Сельсоветы в такой ситуации не решаются дать «добро» на закрытие школ, возникают конфликты. И. Когут считает, что выходом в сложившейся ситуации может стать передача полномочий – как финансовых, так и административных – в руки территориальных общин, что потребует «политической воли».

«Эта система имеет очень четкие цели и должна, в конце концов, себя оправдать. Но ее реализация требует политических решений, законодательной поддержки, и, главное – объединения общин на местах. Потому, что мы пока даже не знаем, какие полномочия есть у общин на местах – так как нет соответствующих законов», — отметила она. «То есть массово в ближайшее время вряд ли этот процесс пойдет», — подытожила эксперт.

Сертификация учителей

В рамках сертификации учителей планируется, что педагоги будут проходить тестирование по предмету или предметам, которые они преподают (посредством ВНО), а также по педагогической теории. Кроме того, будет проверяться педагогическое мастерство учителя. «Тестирование будет проводиться на базе существующих региональных центров оценивания качества образования", — сообщают авторы законопроекта в пояснительной записке. А проверку педагогического мастерства будет осуществлять комиссия, наподобие аттестационной.  

Вице-президент Всеукраинской тьюторской ассоциации, директор по стратегическому развитию киевской школы "Афины" Алексей Греков, который является одним из авторов идеи «сертификации учителей» отмечает, что изначально планировалось разработать систему мотивации для лучших педагогов по принципу «деньги ходят за детьми». Государство должно было дополнительно оплачивать труд учителей, прошедших сертификацию, при помощи специальных ваучеров, которые нельзя обналичить, не имея на руках лицензии (сертификата).

«Если ты хочешь обучать детей, если ты хочешь эти деньги получать, то ты тогда должен пройти некое лицензирование себя как независимой учебной структуры, и в этом случае ты имеешь право на деньги, которые государство выделяет на ученика. В этом был смысл», — объяснил эксперт.

Прохождение сертификации будет обязательным для всех педагогов, ее нужно будет проходить каждые 5 лет. По результатам каждому учителю будет выдаваться сертификат, и присваиваться квалификационная категория, от которой напрямую будут зависеть надбавки к зарплате. Они распределяться таким образом: педагоги (учителя, воспитатели) второй категории получат надбавки в размере 15% от должностного оклада, первой категории – 30%, и, наконец, педагоги высшей категории – 50%. Образовательное учреждение при оглашении конкурса на вакантную должность самостоятельно будет устанавливать требования к уровню квалификации учителя.

В законе предусмотрены как тревожные, так и воодушевляющие пункты.

Так, в случае не прохождения сертификации или подтверждения несоответствия занимаемой должности результатами сертификации, может быть принято решение о разрыве трудового договора с учителем. Очевидно, этот момент может привести к кадровой ротации учителей.

Кроме того, сертификация позволит представителям других профессий заниматься учительством: так, люди, у которых нет высшего педагогического образования, смогут при успешном прохождении сертификации работать в государственных учебных учреждениях. То же касается и людей, которые 5 и более лет не работали педагогами.

Таким образом, сертификация учителей, если она будет адекватно реализована, создаст здоровую конкуренцию и, как следствие, повысит качество образования украинских школьников.

Зачем платить больше?

В законопроект «Об образовании» заложено снижение финансирования образовательной сферы. В частности, если раньше норма составляла не менее 10% ВВП, то авторы законопроекта предлагают сократить финансирование до не менее 7% ВВП. Есть вероятность, что снижение финансирования отразится на уровне зарплат учителей: согласно статистике, приведенной аналитическим центром CEDOS, зарплата учителя составляет 70-80% затрат на одного школьника. 

Некоторые эксперты отмечают, что, как ни парадоксально, такие действия правительства вполне логичны. Так, А. Греков считает, что при существующей бюрократизации всех сфер жизни государства, финансировать сферу образования (как и другие социальные сферы) – «все равно, что выбрасывать деньги в мусоропровод». Поэтому, прежде чем вкладывать деньги, необходимо в корне изменить систему.

«Сколько денег они уже вложили — и ничего не произошло, качество образования не улучшилось. Я говорил еще 3 года назад, что государство будет вкладывать все меньше денег в систему образования – и, собственно говоря, именно это мы сейчас и наблюдаем. Сколько туда не кинь денег – реального изменения не будет. Если безграмотному преподавателю дать в 2 раза больше денег, он, в конце концов, не станет учить лучше. Поэтому все держится на подвижниках, которые даже на маленьких зарплатах будут работать потому, что они понимают, что дети – это будущее. И, собственно говоря, на этом вся система и выезжает. Если менять – то надо менять все. От начала до конца. Грубо говоря, отменить систему образования – а потом начать ее заново реализовывать», — подытожил эксперт.

Читайте также по теме