О создании общественного вещания говорили достаточно давно, но только весной этого года приняли закон, согласно которому с января 2015 года в Украине должно появиться независимое общественное вещание. Но эта бравая идея воспринялась не сразу несмотря на то, что основной месседж состоит в создании независимого телевещания, которое будут финансировать не медиа-магнаты и политики, а независимая общественность. Казалось бы, идея благородная и вполне имеет право на жизнь. Вот только как она будет реализоваться и кем – другой вопрос. Разбирался в нем ГолосUA.
До января 2015 года, когда должно уже работать общественное вещание, надо многое успеть, в частности на базе Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины и ряда государственных телерадиокомпаний создать «Национальную общественную телерадиокомпанию Украины» (НОТУ), структурными подразделениями которой будут Общественное телевидение и Общественное радио.
Контролировать НОТУ будет Наблюдательный совет, формирование которого возложено на Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Как утверждает председатель Нацсовета Юрий Артеменко, «роль, которая отведена Национальной раде в вопросе общественного вещания – запустить процесс».
«Мы должны организовать конференцию, на которой ее участники выберут достойных представителей в Наблюдательном совете от культуры, медиа и других отраслей. В том числе, и представителей от партий, которые есть в парламенте. Все остальное – дело Национального радио и телевидения», — объяснил Ю.Артеменко.
По его мнению, в состав Наблюдательного совета должны быть выбраны с помощью общественности «самые достойные, самые честные, самые умные личности в медиа-сфере, театре, культуре».
«Потом эти люди будут контролировать деятельность запущенного вещания», — отметил Ю.Артеменко.
Он не отрицает, что задание сложное, и не все в нем «поддается логике».
«Мне легче понимать логику избрания представителей от сферы культуры в Наблюдательный совет, но тяжело понять логику присутствия в совете представителей от фракции, которые сейчас в парламенте. Ведь мы понимаем, что парламент поменяется. Даже если нет, то нынешний парламент не отражает потребности общественности», — подчеркнул Ю.Артеменко.
А вот по каким критериям будут отбираться кандидатуры в Наблюдательный совет – председатель Нацсовета не уточнил, ссылаясь на популярное «мы над этим работаем».
Согласно закону, в состав Наблюдательного совета входят по одному представителю от депутатских фракций и групп парламента поточного созыва и 9 членов от всеукраинских общественных объединений, основной вид деятельности которых образование, науки, физическое воспитание, спорт, журналистика, защита интересов детей и молодежи, местного самоуправления, а также в правозащитной и творческой сферах.
Примечательно, что член общественного совета НОТУ должен обладать «высокими профессиональными и моральными качествами», которые пока непонятно кто и как будет оценивать. Припомнилась ситуация, когда в 2010 году был принят закон, который регламентировал добор кандидатов на должность судей. Среди требований к претендентам была графа – «высокие моральные качества». Высшая квалификационная комиссия судей Украины так и не успела прописать эти качества, но все же проводила добор. Результаты этой работы, как и моральность некоторых судей мы успели оценить на примере недавних событий в стране. Будем надеяться, члены Наблюдательного совета не повторят этот печальный опыт.
Согласно закону, члены НС осуществляют свою деятельность бесплатно, избираются на 4 года и не могут занимать эту должность больше, чем два срока.
В то же время, на протяжении 4 лет НОТУ финансируется за счет бюджетных денег. А после завершения 4 лет, как говорится в законе, «может финансироваться за счет продажи собственной теле- и радиопродукции, платы за пользование авторскими и смежными правами, добровольных взносов и пожертвований физлиц и юрлиц». Главное, чтобы эти пожертвования не навредили. И тем более, первые 4 года, пока будет проводиться финансирование за счет бюджетных средств, ситуация, получается, существенно не изменится.
Если говорить о продаже собственной теле- и радиопродукции, то журналистам, получается, придется ещё больше стараться, чтобы их продукция была востребована и конкурентоспособна.
Сами журналисты по-разному реагируют на внедрение общественного вещание. Точнее, не на саму идею, а на механизм его запуска вещания. В частности, с созданием Национальной общественной телерадиокомпании Украины говорят о переформатировании ОГТРК. Некоторые из них уже сегодня предлагают их сохранить.
В частности, не желает перевоплощаться на общественного вещателя Запорожская областная государственная телерадиокомпания, коллектив которой считает важным «сохранить государственное вещание в регионах».
Причину своей позиции Запорожская ТРК обнародовала в заявлении, в котором сказано, что «система областных государственных телерадиокомпаний всегда была надежным инструментом реализации государственной и, что самое важное, государственнической информационной политики». Коллектив обеспокоен тем, что если они войдут в состав НОТУ, то перевоплотятся в корреспондентские пункты без возможности вещать на своих каналах.
Полтавская ОГТРК также недавно обсуждала этот вопрос.
«Преимущество принятого закона об общественном вещании в том, что как можно скорее будет реализовываться свобода слова, будет новое качество вещания. Но сейчас необходимо как можно скорее и в полную мощь заниматься процессом, который будет чрезвычайно сложным», — сообщила на встрече журналистов, общественных деятелей и интеллигенции Полтавщины представитель Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания в Полтавской области Лилия Миронович.
Обеспокоены реформированием и представители общественных организаций.
«Мы давно сотрудничаем с Полтавской ОГТРК. Откровенно говоря, очень страшно, если она исчезнет в том формате, в котором есть сейчас. Ведь сотрудничество с общественными организациями очень мощное», — считает председатель общественной организации «Коло тебе» Мирианна Коробова.
С похожими заявлениями и предложениями выступили и другие ОГТРК. Например, заместитель директора Черкасской службы новостей Александр Чернега даже предлагает сохранить государственное вещание как альтернативу, «а вдруг общественное вещание не получится?».
А если все же исчезнут ОГТРК, то куда деваться людям, которые там работали? Очевидно, что в любом случае будет проводиться фильтрация кадров. Интересно, как будет решаться вопрос, кого уволить, а кого оставить? Пока и этот вопрос остается без ответа.
Ведь о том, каким получится общественное вещание и получится ли вообще, говорят осторожно и неохотно.
«Мы только начали! Надо время!», — заявил председатель Нацсовета Ю.Артеменко, переадресовывая вопросы об общественном вещании своим коллегам.
Хотя, по сути, будущие решения Наблюдательного совета, как и контент общественного вещания, зависит от того, кого Нацрада включит в Наблюдательный совет. Получается, роль Нацсовета, которую Ю.Артеменко оценил как «всего лишь запустить процесс», намного больше, чем кажется. Впрочем, и к ее составу, как говорят журналисты «есть вопросы». Вспомните, как проходило голосование за членов Нацсовета. Только со второго раза парламент проголосовал за те же кандидатуры, которые «провалил» в предыдущее голосование. Юристы утверждают, что эта ситуация — нарушение процедуры голосования, ведь парламентарии должны были голосовать за следующие кандидатуры по списку. Но нет.
Итого получилось, что в Нацсовет пришли люди, которые, хоть и имеют большой опыт в медиаделе, но есть все основания полагать – будут лоббировать интересы влиятельных бизнесменов.
В частности, председатель комитета ВР по вопросам телевидения и радиовещания, народный депутат Николай Княжицкий ранее сообщал в СМИ: «Можем ожидать, что кто-то из избранных членов Нацрады будет поддерживать Петра Порошенко, и вместе с 4 членами, которых назначает Президент, они создадут большинство и смогут работать. Минус в том, что часть новоизбранных будет представлять интересы финансовых групп Ахметова, Левочкина, Пинчука и Коломойского».
Следовательно, есть опасность с таким составом Нацсовета наступить на те же грабли.
Но уже сегодня очевидно: чтобы украинцы хотели смотреть общественное вещание и платить за него, как предполагается, важно подумать о качестве продаваемого продукта. Украинцы к таким изменениям, скорее всего, готовы. Но вот готовы ли крупные медиа-собственники, политики и другие заинтересованные люди к этому – вопрос. Лишь бы в число людей, которые захотят внести пожертвование или благотворительный взнос на обеспечение общественного вещания, как прописано в законе, не попали те, кто нынче «заказывает музыку на медиа-рынке. Будем верить в лучшее.