В 2017 году в Украине начали формировать новые составы Общественных советов при государственных министерствах и ведомствах. Процедура формирования каждого отдельного совета отличается: в некоторых случаях используют онлайн-голосование за кандидатов через Интернет, в некоторых стать частью Общественного совета можно «по знакомству». Что наводит на мысль о коррупционности отбора в такие советы и говорит о вероятном риске полной утраты контроля граждан над деятельностью таких общественных формирований.
В 2017 году в Украине начали формировать новые Общественные советы (ОС) при государственных министерствах и ведомствах. ОС предыдущей каденции уже прекратили работу.
Информация о том, что всех неравнодушных граждан призывают подать свои заявки и стать кандидатом на пост в ОС, появилась на официальных сайтах министерств и других государственных органов власти. Так, в начале текущего года «с нуля» начали собирать Общественные советы при Минздраве, при Антимонопольном комитете Украины, Минобразования, Министерстве иностранных дел, Минобороны, при Минюсте, Государственной фискальной службе Украины…
На этих же официальных веб-сайтах опубликовали информацию о правилах отбора кандидатов.
Как выяснил корреспондент ГолосUA, требования к подаче документов были разными. Так, в ОС при Северно-восточном межрегиональном управлении по вопросам исполнения уголовных наказаний и пробаций Минюста Украины нужно было подать бумажные документы – с описанием рабочей биографии кандидата, с названием общественной организации, членом которой он является, и выдержками из устава структуры. То есть в харьковский офис нужно было отправить пакет документов почтой или принести лично. Как выяснилось позже, решение о принятии кандидата в ОС было принято не после окончания дедлайна приема документов, а в последний день этого срока, то есть фактически – с нарушением процедуры. Комиссия, голосовавшая за кандидатов, делала это тайно. Так что до сих пор не ясно, почему одни кандидаты прошли в ОС при Минюсте, а другие нет.
А вот во время формирования ОС при Минздраве все было иначе: организаторы кадрового конкурса требовали еще и фотографии претендентов. Планировалось, что фото рядом с описанием биографии вывесят на сайте Минздрава и проведут онлайн-голосование. Тот, кто наберет больше голосов, станет членом ОС.
Когда зимой 2016-2017 гг. инициативная группа приступила к формированию ОС при Министерстве образования и науки Украины, большим преимуществом кандидатов было стремление сделать что-то полезное для детей в дошкольных, школьных учреждениях, для студентов высших учебных заведений. Если кандидаты ощущали, что знают о проблемах в образовании и готовы предложить свои варианты решений, то им предлагали заполнить электронную анкету и комиссия принимала решение об отказе или утверждении кандидатуры в Совет, рассказал ГолосUA информированный источник.
Как сообщил ГолосUA политолог Руслан Бортник, который занимал руководящие должности в Общественных советах при Министерстве обороны и Министерстве иностранных дел Украины до 2017 года, разные процедуры формирования состава ОС при министерствах имеют погрешности и являются непрозрачными. Это приводит к тому, что большая часть представителей ОС – это люди из «карманных структур», знакомые самих чиновников.
«В Общественном совете (ОС) при МИДе в 2017 году все еще остаются представители «карманных фирм». В 2017 году это было не менее 16 фирм, которые отобрали из 100 организаций, претендовавших на получение постов в ОС», — рассказал эксперт. Таким образом, можно говорить об узурпации власти, захвате полномочий ОС людьми, приближенными к чиновникам.
Это предположение подтверждает также директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкину. По ее словам, по состоянию на весну 2017 года среди 75 организаций, которые вошли в новый состав Общественного совета при МИД, около 18 связаны с организацией Сандея Аделаджи.
Включая в состав ОС при министерствах «своих» людей, чиновники пытаются буквально захватить власть в госструктурах, считает предыдущий председатель Общественного совета при МИД Игорь Жданов. «Если проанализировать состав Общественного совета, становится понятным, что власть осуществляет четкий курс на захват общественных советов. Мы увидели это на примере общественного совета при МИД Украины», — сказал ГолосUA И. Жданов.
«Понятно, что после того, как будут захвачены Общественные советы, в частности, Общественный совет при МИД Украины, ни о каком собственном мненим речи идти не будет, а будет действительно абсолютно управляемое квазигражданское общество, а тем же европейцам начнут рассказывать, что, мол, у нас при каждом министерстве создан Общественный совет», — добавил И. Жданов.
А фактически, пояснил ГолосUA, политолог Р. Бортник, ОС станут лишь формальными структурами, в которых нет представителей общественности и которые никак на решения министерств не влияют. «Исходя из моего опыта, есть Общественные советы, которые добиваются предоставления госструктурой документов для анализа. И те Общественные советы, которые вынужденно конфликтуют с министерством, потому что не получают документов для анализа. Подобная ситуация сложилась, когда я был членом Общественного совета при МИД, где министром уже был Павел Климкин», — сказал он.
Журналисты провели небольшое расследование и выяснили, что в 2017 году в некоторых ОС при министерствах функционируют не представители общественности, а … «друзья» народных депутатов. Например, в случае, когда речь идет об ОС при Мининфраструктуры, рассказал изданию Апострофдепутат Игорь Луценко.
Кроме того, по информации издания, одним из членов ОС при Мининфраструктуры выбран Валерий Буркун – директор местного николаевского перевозчика «Орион-Авто». В состав ОС он вошел благодаря должности руководителя в «Николаевской областной Ассоциации автомобильных перевозчиков». А на сайте Ассоциации говорится, что ее директором является … экс-регионал, а ныне действующий народный депутат Игорь Шкиря.
Таким образом, делает вывод И. Луценко, в состав ОС при министерствах, где есть возможность дерибанить крупные бюджеты, включают людей, которые занимали эти посты во времена предыдущей власти. «Люди, которые остаются в общественных советах, сидели там еще при (Президенте Украины Викторе) Януковиче и даже при (Президенте Украины Леониде) Кучме», — добавляет И. Луценко.
Политолог Руслан Бортник высказал ГолосUA мнение, что все, что в наши дни происходит с ОС при министерствах, делается с одной целью – уничтожить саму возможность создания Общественных советов и прекратить транслировать через них волю народа – людей, которые не являются чиновниками, не имеют таких личных связей, но готовы оказать посильную помощь при формировании эффективного управления государством и ресурсами, ему подконтрольными.
«В Украине на сегодня Общественные советы создаются в соответствии с приказом Кабмина №996 Николая Азарова. В 2015 году в этот документ внесли изменения, и сформировалась тенденция: полномочия Общественных советов государство урезает, взят курс на их уничтожение», — считает эксперт.
Юристы пояснили ГолосUA, что на Общественных советах свет клином не сошелся, и можно повлиять на решения министерств через петиции на сайте Президента Украины, через нардепов и их депутатские запросы, через инициирование законопроектов для рассмотрения в Верховной Раде. Но это потребует больше времени – не месяцы, как с рассмотрением идеи в ОС, а от двух месяцев до полугода. За это время в министерствах примут «нужные» решения, возьмут на определенные должности «нужных» людей, и возможность исправить ситуацию силами общественности будет потеряна.