Олег Пономарёв
08:02 09/01/2014

Общественный транспорт Израиля – серьезный конкурент личному автомобилю (ФОТО)

При одном только словосочетании – «общественный транспорт» воображение многих рисует яркие картины битком набитых автобусов, троллейбусов или трамваев, отживших раза по три свой век и буквально рассыпающихся на ходу. Кто-то скажет, что пускай и на много, но автопарк Киева пополняется новыми и комфортабельными, (что также весьма относительно), единицами транспорта. Но именно из-за этого «ненамного» все достижения сводятся на нет. Как известно все познается в сравнении и на этот рак корреспонденты ГолосUA решили узнать, что из себя представляет общественный транспорт в Израиле и почему он столь популярен в стране.
Итак, привычного метрополитена и троллейбусов в Израиле — нет. Транспортная инфраструктура в стране представлена железнодорожным транспортом – 2-этажными поездами-экспрессами, междугородними автобусами-лайнерами, трамваем в Иерусалиме, неким подобием метро в Хайфе, маршрутками (монит-шерут) и городскими автобусами.
Подземный фуникулер в Хайфе
Хайфа — единственный город в стране, где городской транспорт работает по субботам. Туристы в основном используют автобус. И только здесь функционирует метро, хотя и весьма своеобразное. Линия «Кармелит» (6 станций) — самая короткая в мире самостоятельная система внеуличного подземного транспорта (subway). Длина её составляет 2 км, включая станции. Меньше только линия подземного фуникулёра «Тюнель» в Стамбуле, насчитывающая две станции с расстоянием между ними в 573 м, не связанная с остальной системой стамбульского метро. Однако поскольку эта линия находится под административным управлением метрополитена Стамбула, а не является самостоятельной системой, хайфский «Кармелит» считается самой короткой в мире системой подземного транспорта, поэтому внесён в Книгу рекордов Гиннесса.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/09/bUgGVcDwFptaVNX9/image/1.jpg" />
«Тихий иерусалимский убийца»
Основной городской транспорт Иерусалима — автобусы, справлялся с пассажиропотоком весьма относительно, поэтому скоростного трамвая здесь ждали давно. Его открытие переносили десятки раз и в 2011 г. первый состав вышел в рейс. Для нового вида транспорта были закуплены современные низкопольные трамваи «Citadis 302» производства французской компании «Alstom», какие с успехом бегают в Париже и Бордо. Однако, трамваи, заказанные для Иерусалима, специально оборудованы в соответствии с израильскими требованиями безопасности. Вагоны имеют пуленепробиваемые стёкла, а все части двигателя скрыты в кожухе вагона, чтобы в них нельзя было спрятать взрывные устройства.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/09/bUgGVcDwFptaVNX9/image/2.jpg" />
Кстати, он настолько тихо едет по улице, что многие зеваки едва не гибнут под колесами, не заслышав приближения состава. Интервал движения зависит от дня и времени суток, время до прибытия указано на табло каждой остановки. На каждой остановке установлен терминал для продажи билетов стоимостью 6,9 шекелей или 17,5 грн. (цена билета для поездок в любом городе едина по всей стране).
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/09/bUgGVcDwFptaVNX9/image/3.jpg" />
Пользоваться одним билетом пересаживаться с автобуса на автобус или на трамвай можно в течении 80 минут. Билеты трех видов: «сингл», (одна поедка), «дабл трип», (туда-обратно) а также абонементы на неделю, месяц, полгода и год. Чем больше – тем дешевле. Например, если ездить 2 раза в день, то на «сингл»-билетах вы потратите 414 шекелей или 1,05 грн. А если брать проездной, то его цена составит 240 шекелей или 600 грн. Разница очевидна.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/09/bUgGVcDwFptaVNX9/image/4.jpg" />
Основной вид общественного транспорта — автобус
Все основные пассажирские перевозки внутри городов и между осуществляет компания «Эгед», (зеленые автобусы) и чуть меньше – «Дан», (синие автобусы). Сайт «Эгеда» «говорит» на иврите, арабском и русском языках и вы легко найдете нужный вам маршрут, расписание, стоимость проезда и многое другое. Кроме того, в израильских городах задействована система маршрутных такси на 10-12 пассажиров, (монит-шерут или привычные нам «маршрутки»), с такими же номерами, что и у популярных автобусных маршрутов, и останавливавшиеся на тех же остановках. Автобусы – вместительны, чисты, маневрены, быстры и бесшумны.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/09/bUgGVcDwFptaVNX9/image/5.jpg" />
Так как профессию кондуктора или контролера в Израиле нет априори, за все отвечает водитель. Войти в автобус можно только через переднюю дверь, тут же отсканировать свой проездной или оплатить проезд у водителя, получив билет. Еще одна особенность — в салоне на поручнях установлены кнопки — сигнал водителю, что вы бы хотели выйти на ближайшей остановке. Если водитель, подъезжая к остановке, видит, что на ней нет пассажиров, и в салоне никто не подал сигнал, что хочет тут выйти — он не обязан останавливаться, и может проехать дальше.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/09/bUgGVcDwFptaVNX9/image/6.jpg" />
Естественно, Израиль не был бы Израилем без местных «приколов». Так, из-за шабата, движение транспорта прекращается на закате в пятницу и возобновляется на закате в субботу. Исключение составляют Хайфа, некоторые районы Тель-Авива и несколько других городов на севере страны: там в субботу есть ограниченное движение пассажирского транспорта по некоторым маршрутам. Муниципалитет Тель-Авива сейчас выступил с просьбой разрешить движение автобусов в субботу, но решение по этому вопросу не принято. Как отмечают сами жители страны, в субботу резко возрастает роль личного транспорта, наличие которого позволяет местному населению не замечать отсутствия общественного. В остальные дни конкурировать с общественным транспортом не может никто.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-01/09/bUgGVcDwFptaVNX9/image/7.jpg" />

Читайте также по теме