В минувший вторник, 7 августа, целый ряд западных аналитических изданий констатировал резкое снижение курса ценных бумаг крупных американских и трансатлантических корпораций. Эксперты прогнозировали серьезные финансовые проблемы даже тем производителям на территории от Северной Дакоты до Флориды, которые занимали устойчивые позиции на международных рынках, а относительно небольшим фирмам и добывающим компаниям предрекли банкротство.
Такое положение вещей становится возможным благодаря введению Пекином так называемых «зеркальных» санкций в отношении товаров из США. Образно выражаясь, Пекин принял вызов Вашингтона, в свое время объявившего КНР «торговую войну». Похоже, уже в первых битвах подобной войны Поднебесная одерживает триумфальные победы.
Этого не ожидал никто. Несколько дней назад, в ответ на поднятие Вашингтоном пошлин на импортируемую в Соединенные Штаты китайскую продукцию, Китайская Народная Республика обложила дополнительной «данью» около 85% товаров, поступающих в КНР из США. Даже, учитывая тот факт, что пресловутый пекинский «зеркальный ответ» получился далеко не равнозначным (Америка наносит Китаю удар в общей сложности на $200 миллиардов, Китай Америке – на $60 миллиардов), Белый Дом не на шутку встревожился.
Первым на сложившуюся ситуацию отреагировал американский Госсекретарь Майк Помпео. Будучи относительно трезвомыслящим политиком, он тут же предложил президенту Дональду Трампу немедленно встретиться с главой КНР Си Цзиньпином и договориться если не о полной отмене соответствующих пошлин, то, по крайней мере, их резком снижении. Суть предложения Помпео сводилась к главному – в данный момент Америка не может позволить себе потерять китайский рынок и, таким образом, обвалить собственные биржи: поговаривают, Госсекретарь даже намеревался провести консультации китайским вице-премьером Хань Чжэном. Но сам американский президент с подачи своих советников предпочел сохранить спокойствие. «Наша задача – защитить собственных производителей и собственные рынки», — невозмутимо заявляет он в многочисленных комментариях в социальных сетях. И, как бы, между прочим, добавляет, что в «торговой войне» Китай несет не меньшие убытки: Америка, дескать, попросту «ставит Пекин на место».
Впрочем, «поставить Пекин на место» Трампу сотоварищи пока явно не удается. «Все дело в том, что экономика Китайской Народной Республики, как быстроразвивающийся и крайне эффективный механизм, не привязана исключительно к американскому экспорту, — отметил в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский обозреватель Янис Пападонис. – Уже сейчас, после первых «вызовов» со стороны Белого Дома, КНР активно укрепляет экономические контакты как с Европейским Союзом и Российской Федерацией, так и со странами Латинской Америки и Ближнего Востока. Нет никаких сомнений, что уже в обозримом будущем мир станет свидетелем созданием новых конгломератов, во главе которых будет стоять именно КНР».
И в этом утверждении есть большая доля истины. На сегодняшний день Китай является членом таких организаций, как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, КНР и ЮАР) и ряда других структур. По некоторым данным, он интенсифицирует свою работу в этих проектах. Кроме того, предполагается, что тот же Пекин пойдет на подписание миллиардных контрактов с Исламской Республикой Иран и Катаром. «Таким образом, можно предположить, что ущерб от торговой войны с Америкой для Китая будет минимальным», — резюмировал Я. Пападонис.
Чего нельзя сказать о США. С середины июля нынешнего года Соединенные Штаты находятся в состоянии перманентной «торговой войны» с Европейским Союзом. «Зеркальные меры», введенные Брюсселем в ответ на повышение пошлин на европейские товары, привели к серьезным финансовым проблемам у десятков американских фирм. Кроме того, фактически проигнорировав санкции Белого Дома, ЕС заключил десятки выгодных для себя контрактов с Ираном. «Вашингтон не может воевать на два фронта, — констатировал в комментарии для ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Затеяв «торговую войну», команда Трампа катастрофически теряет партнеров и вредит, прежде всего, национальным интересам самой Америки. Но сейчас, похоже, наш президент понимать этого попросту не хочет».
Любопытно, что накануне китайский лидер Си Цзиньпин довольно многозначительно заявил, что его страна не заинтересована в эскалации напряженности и готова выслушать доводы Америки в данном контексте. Иными словами, Пекин все еще может «простить Соединенные Штаты». Заявлять подобное Китай может себе позволить: пока счет в «торговой войне» один – ноль. В его пользу.