Алексей Вадатурский — самый богатый зернотрейдер Украины. Хотя убытки его ООО СП “Нибулон” в последние годы колоссальны. А еще он страдает «раздвоением личности». Уволив в середине января 2017 года директора своего швейцарского офшора, торгует… сам с собой. Выступает в одном лице — как продавец украинского зерна и как его оффшорный покупатель. Через офшоры “Нибулон” продает зерно вдвое дороже, чем закупает. Нардеп Андрей Вадатурский (сын) — говорит, что не в курсе этих схем…
Крупнейший частный экспортер украинского зерна — компания “Нибулон” родилась из советско-венгерского СП по импорту селекционных семян. В начале 90-х совместные предприятия (СП) имели беспрецедентные налоговые льготы. И это дало прекрасный старт для начала частного бизнеса заместитель начальника Николаевского областного управления хлебопродуктов Алексея Вадатурского.
Очень скоро его фирма перешла от импорта семян к экспорту зерновых. Консолидировала колхозные земли, скупила элеваторы, приватизировала часть порта и судоремонтный завод, построила свой речной флот, обросла огромными международными долгами.
Расцвет “Нибулона” пришелся на первую половину 2000-х.
Как отмечали в прессе в 2003 году, после завершения строительства собственного перегрузочного терминала в Николаеве, Вадатурский сумел стать крупнейшим участником рынка. Если в 2004–2005 маркетинговом году отгрузка зерна на экспорт «Нибулоном» составила порядка 1,3 млн тонн, то уже по итогам 2008–2009 гг., — более 4 млн тонн зерна…”. Приблизительно, такой объем экспорта сохранен и сегодня.
Все это можно было бы считать огромным достижением, если бы на середине пути от постсоветского СП к лидеру зернового экспорта у “Нибулона” не возникли две заграничных “дочки” — Nibulon S.A. (Невшатель, Швейцария) и Nibulon Trading BV (Утрехт, Голландия). И если бы эти фирмы не превратились в инструмент сокрытия прибылей, заработанных продажей украинского зерна на мировом рынке.
Итак, в чем секрет экономического чуда ООО “Нибулон”? В том, что компания практически никогда не платила налоги в полном объеме. На первых порах — пользуясь статусом СП. Потом — с помощью разных способов снижения налоговой нагрузки. Наконец — нащупав, офшорный алгоритм.
В 2006 году в швейцарском кантоне Невшатель (где одни из самых низких налогов в мире) по адресу Avenue De La Gare, 49 регистрируется компания Nibulon S.A. Заявленная в торговом реестре цель: международная торговля в сельском хозяйстве. Уставной капитал — скромный. Администрация состоит из трех лиц: местного директора Дэвида Кларка и совладельцев Андрея Вадатурского (сына) и Алексея Вадатурского (отца). Аудитор — Fiduciaire Muller et Christe S.A.
Вскоре аналогичная компания — Nibulon Trading BV появляется в Голландии, которая хоть и не является офшором в полном смысле этого слова, но при регистрации субъекта в формате BV (Besloten Vennootschap) позволяет пользоваться многими преимуществами оффшорного формата.
Спустя пару лет, во время конфликта Алексея Вадатурского с руководством Николаевского морского порта, народный депутат Украины Геннадий Задырко раскрывает журналистам схему офшорной игры “Нибулона”. Оказывается, что уже в тот период (2008-2009 гг) ООО СП «Нибулон» в лице Вадатурского-старшего заключало контракты с Nibulon S.A. в лице Вадатурского-младшего. Например, на поставку ячменя (именно такой контракт № PSA 100 – FB и был предъявлен тогда журналистам).
Потом отец и сын начинают переписываться между собой. Отец срывает сроки поставок, сын выставляет ему штрафные санкции (пеню). Отец жалуется, что из-за невозможности провести дноуглубительные работы на 1-м колене акватории порта Николаев (в этом и была суть конфликта с руководством порта, — Авт.) ООО СП «Нибулон» не может загрузить суда до 225 м. Сын отказывается заменить судно на меньшее, ссылаясь на свое право покупателя, и выставляет отцу счета за демередж – штрафные санкции за простой судна. В итоге этих игр, в 2008 году “Нибулон” получает возврат НДС в размере 239 млн.грн (при курсе 5 грн/$), а налогов уплачивает всего на 75,3 млн. грн.
Так они работают много лет. Отец консолидирует украинское зерно и продает в офшор по заниженной цене. Потом они с сыном по реальным мировым ценам перепродают его покупателям, а украинскую компанию вводят в убыток посредством пени и штрафов.
Например, фермерам ООО “Нибулон” предлагает закупочную цену на пшеницу второго класса порядка $210/тонна на условиях самозавоза в Николаев или по $189/тонна в отдаленной Тернопольщине. При этом в Египте, который для Вадатурского является стратегическим направлением, пшеницу этого класса можно продать в среднем $312/тонна. Заработанную на этой игре прибыль выводят за границу, а на родине оставляют долговые обязательства перед кредиторами и задолженность украинской компании перед швейцарской.
В 2016-ом году Алексей Вадатурский как собственник ООО “Нибулон” задолжал Алексею Вадатурскому как владельцу Nibulon S.A.в 2016 году $130 млн. Это столько же, сколько он одолжил в ЕБРР в 2015 году.
Символично, что именно в прошлом году Вадатурский вошел в тройку богатейших аграриев Украины. Его состояние оценили в $836 млн. Он занял второе место после "куриного короля" Юрия Косюка ( $884 млн., "Мироновский хлебопродукт",) и обогнал коллегу по зерновому цеху Андрея Веревского ($827 млн, "Кернел").
При этом в ноябре 2014 года сын миллионера — Андрей Вадатурский стал депутатом и вошел во фракцию БПП (откуда потом вышел со скандалом), поэтому 10.12.2014 отец исключил его из совладельцев швейцарского офшора.
С этого периода и до января 2017-го контракты от имени Nibulon S.A. подписывает он сам или директор Дэвид Кларк. Но 24 января 2017 года Вадатурский-страший почему-то увольняет своего многолетнего директора и с тех пор подписывает контракты только сам с собой.
Именно 2014-й год становится для СП ООО “Нибулон” формально очень убыточным. При достаточно высокой выручке в $1,16 млрд и операционной прибыли в $61,8 млн., убыток составляет $243,7 млн. В 2015 году выручка снижается до $540 млн., но убыточность сохраняется — $92 млн. И только в 2016-ом ООО “Нибулон” демонстрирует минимальную прибыльность. Возможно, он делает это вынужденно, в связи с желаниемучаствовать в приватизации или концессии Херсонского речного порта, стоимостью предварительно в $56 млн.
При этом компания Вадатурского чрезмерно перегружена текущими займами от ЕБРР, BNP Paribas, Европейского инвестиционного банка и т.п. Их сумма в 2016 году составляет $316,5 млн. при общей кредитной задолженности в $474,3 млн. Платить такой объем долговых обязательств при двух годах тотальных убытков и слабом финансовом результат в 2016-ом — практически нереально .
Одновременно с тревожными слухами о кредитных проблемах “Нибулона” в прессу просачиваются детали оффшорных схем. Пишут, что в 2015 году Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины продавала пшеницу конечному покупателю, скажем, по $213,2 за тонну, а ООО «Нибулон» своим оффшорным "дочкам" по $176 за тонну. В итоге только от занижения цены на зерно бюджет потерял налоги с $40-45 млн.
Нардеп Андрей Вадатурский в своем интервью изданию “Главком” отрицает экспорт зерна через офшорных посредников по заниженным ценам. “Впервые слышу эту информацию”, — говорит он — У меня на руках нет цифр, но такого не может быть". И добавляет, что Nibulon S.A. (Швейцария) и Nibulon Trading BV (Нидерланды) были открыты для получения международного финансирования.
Однако, наше расследование опровергает слова Вадатурского-младшего. Вопреки утверждению, что оффшорные фирмы семьи открыты для получения международного финансирования, обе они декларируют целью своей деятельности в реестрах торговлю в сельском хозяйстве.
Мы уже отмечали это про Nibulon S.A.
А вот ссылка на рекламное предложение голландского Nibulon Trading BV., где указывается, что он продает продукцию СПООО"Нибулон" из Украины
Обращают на себя внимание и такие "мелочи": на сайте одной из судоходных компаний, чьи суда фрахтуются Вадатурскими для перевозки зерна, в качестве партнера указан только Nibulon S.A., а не ООО “Нибулон”
Но самое главное, что в заграничных источниках нам удалось раздобыть важные статистические данные. Согласно им за 2015-й и неполный 2016-й гг украинский "Нибулон" поставил в адрес швейцарского Nibulon S.A. соответственно 2,785 млн тонн и 1,116 млн тонн зерна. Так же Nibulon S.A. купил у других зернотрейдеров еще около 1,5 млн тонн в 2015-ом и 905 тыс. тонн в 2016-ом. Оставшиеся объемы (соответственно, примерно 20 тыс. и 30 тыс. тонн) – выкупил Nibulon Trading BV.
Практически все это зерно было доставлено через логистические мощности ООО "Нибулон" либо напрямую в его частный (по сути) порт в Николаев и там перегружено на корабли, зафрахтованные швейцарскими и голландскими "дочками".
Помимо впечатляющих цифр нам удалось узнать еще одну деталь, вполне сенсационную: директор из Невшателя Дэвид Кларк был внезапно уволен Вадатурским после того, как в 2016 году во время международного скандала известного как «Панамагейт» засветился в качестве директора в офшорных фирмах российских зернотрейдеров.
Это наводит на мысль, что утонувшие в долгах и офшорных схемах отец и сын Вадатурские пытаются спасти свой холдинг от дефолта, дрейфуя к русским, чтобы тайно создать с ними зерновой альянс в Египте. Именно поэтому сын-депутат “обиделся” на партию власти и раздает весьма специфические интервью по Донбассу. Но это тема уже другой статьи…