- Чего только не придумают украинские чиновники для того, чтобы поглубже заглянуть в карманы и эффективнее обворовывать граждан Украины. Чем дольше длится кризис – тем больше креатива проявляют сотрудники различных ведомств. Что характерно, значительная часть предлагаемых ими инноваций в первую очередь ориентирована на получение преференций для собственно чиновников (увеличения их числа, роста возможностей и функций контроля) так и для отраслей, которые они представляют. К примеру, сотрудники НБУ весьма неплохо лоббируют интересы банковской сферы.
- В частности, 4 марта 2013 года, на брифинге в НБУ, заместитель Председателя Национального банка Украины Вера Рычаковская объявила о начале общественного обсуждения проекта постановления Правления Национального банка Украины относительно установления предельной суммы наличного расчета в размере 150 000 гривен. Аргументация для обоснования подобного шага вполне стандартная и не имеет ни малейшего отношения к украинским реалиям.
- Основные аргументы «за»:
- наличие позитивных примеров мирового и европейского опыта
- введение ограничений в сумме 150 000 гривен не будут задевать интересы большинства населения, поскольку касаться только крупных покупок
- будет сделано все возможное, чтобы рядовые граждане, которые совершают покупки в торговых сетях, не почувствовали дискомфорта
- Декларируемые цели:
- сокращение наличных расчетов
- создания комфортных условий расчетов
- уменьшения проявлений теневой экономики
- Реальность же говорит о следующем:
- никакой мировой опыт, который пытались применить в Украине методом копирования или адаптации, не привел к позитивным последствиям ни для страны, ни для граждан. Единственный достигнутый результат – создание в различных учреждениях департаментов и управлений, отвечающих за «адаптацию норм украинского к международному законодательству». То есть, кроме роста числа чиновников и расходов на них, иного результата нет
- введение ограничений будет задевать интересы всех, так как касаются абсолютно всех граждан, которые решат приобрести что-то, стоимостью свыше 150 000 грн. Введение номинального размера ограничений в условиях высоких рисков девальвации гривны просто глупо, ведь в любой момент на 150 000 грн можно будет купить не машину (как сейчас), а самокат
- очень хотелось бы узнать, много ли в торговых сетях продается товаров на 150 000 грн? Если таковых покупок нет сейчас, то действительно, дискомфорта не будет
- сокращение наличных расчетов не произойдет, так как большинство из них проводится намного меньшими суммами
- для покупок свыше 150 000 грн граждан вынуждают пользоваться услугами финансовых посредников – банков, которые за свою работу берут комиссию. Сейчас государственные банки берут порядка 2% комиссии от совершаемого платежа, то есть на 150 000 грн придется потратить лишние 3000 грн. Кроме того, для безналичных платежей такого размера гражданам придется носить с собой как минимум два документа – паспорт и идентификационный код или… открывать счет в банке (что тоже стоит денег и времени). То есть повышение дискомфорта и рост расходов денег и времени – налицо
- к теневой экономике данная мера вообще никакого отношения не имеет, так как в Украине теневая экономика находится в сфере госзакупок (непрозрачность которых превышает 50% объемов госбюджета) и финансово-хозяйственной деятельности крупных корпораций
- Так что, кроме банков (дополнительная прибыль в виде комиссии и новых депозитов) и НБУ (рост числа чиновников и получение дополнительных контрольных функций), выгоды от нововведения получат разве что сотрудники Мидоходов и сборов (в котором также будет сформирован новый отдел мониторинга) и… бандиты (поскольку нет ни малейших гарантий того, что информация о проведенных сделках не станет широкодоступной).
- Вот такое «полезное» нововведение выдумали чиновники. Ждем свежего креатива.