Окно в мир

Подведение итогов 100 дней президентства Виктора Януковича совпало с принятием парламентом в первом чтении проекта Закона « О направлениях внешней и внутренней политики». Этот проект подал в Верховную Раду сам юбиляр, оценив его как безотлагательный. Определение четких внешнеполитических векторов уже на первом этапе деятельности новой власти – один из приоритетов Януковича. Не случайно же в своем обращении к народу Виктор Федорович неоднократно подчеркивал необходимость презентации нового статуса Украины в мире.

«За короткое время нам удалось стабилизировать отношения с ключевыми партнерами Украины — Европейским Союзом, США и Российской Федерацией, выйти на качественно новый уровень диалога и сотрудничества с международными организациями и учреждениями… Украина подтвердила свой статус неядерного государства, активно борется с нераспространением ядерных материалов и технологий»,– сказал в первые десять минут своего 75-минутного выступления Президент.

Говорить о международном прорыве, конечно, пока рано. Украина только-только вернулась на исходные внешнеполитические позиции пятилетней давности. Предшественник Януковича последние 5 лет искал место Украины в мире, однако результатом этих поисков стали разорванные политико-экономические связи между Украиной и Россией и полная индифферентность европейских и мировых структур к Украине: безвизовые режим со странами Европы, членство Украины в Евросоюзе и даже «НАТО-так!» остались лишь символами «оранжевой власти». Украина стала неинтересной мировому сообществу. И поэтому вместо европейской интеграции мы получили массовый отток «заробитчан» в более благополучные европейские страны, вместо вступления в НАТО — закрытые двери альянса перед полураспавшейся украинской армией. Но самое главное: провозглашенные Ющенко «европейские ценности» оказались малопонятными большинству украинских граждан, потому международные инициативы не были поддержаны народом, а соответственно — и не могли быть реализованы, экс-президентом.  

Новой власти необходимо избежать повторения ошибок предшественников: не превратить «дорожные карты» интеграции, упрощения визового режима с шенгенскими странами, финансовой поддержки МВФ, «урановых договоренностей» с США в груду бесполезных, непонятных украинцам бумаг. Для этого внешнеполитические тезисы Виктора Януковича должны быть понятны не только лидерам мировых держав ( Россия, Китай Америка), не только правительству и парламенту, но и большинству жителей Украины.

Итак, что предлагает теперешний Президент в сфере внешней политики?

Первое: Украина возвращается к понятной ей политике многовекторности. Только теперь это называется внеблоковым статусом. Это позволяет избежать ассоциаций с эпохой Кучмы, к которой оппоненты пытаются привязать Януковича. В рамках этой политики реализованы харьковские соглашения с Россией, Украина заручилась поддержкой Вашингтона в обмен на высокообогащенный уран, а также добилась подвижек в переговорах с Брюсселем — получила гарантии по ускорению работы над созданием зоны свободной торговли с Евросоюзом и облегчению визового режима. Более того, Президент Янукович в своем выступлении постоянно отмечал: новая система коллективной безопасности, преодоление экономического кризиса, защита национальных интересов в изменяющемся мире возможны только при условии сотрудничества Украины с тремя основными партнерами- Россия, ЕС, США.

Второе. Пожалуй, впервые, выступление лидера Украины было выдержано в едином политическом и идеологическом ключе и рассчитано на использование тренда о возрождении страны. В том числе, и на международной арене. В этом вопросе послание Януковича «перекликается» с путинскими обращениями пятилетней давности, однако никто не сможет отрицать, что внешнеполитические посылы о европейской интеграции объединяют Восток и Запад, а не наоборот.

Третье. Главным посылом документа об основах внешней и внутренней политики стал официальный отказ Украины от намерения вступить в НАТО. Вместо этого акцентируется внимание на интеграции в структуры Евросоюза. Виктор Янукович в своей первой юбилейной речи это зафиксировал недвусмысленно. Такой внешнеполитический рисунок выгоден для власти: более половины украинцев выражают заинтересованность в сближении с ЕС и столько же по-прежнему возражают против членства в НАТО. Таким образом, Президент закрепил поддержку своих сторонников, и смог нивелировать недовольство оппонентов. Теперь оппозиции будет гораздо сложнее поднимать народ на акции протеста с внешнеполитическим акцентом: ведь Президент не отказывается от демократических традиций и евроинтеграции. Жители восточных областей Украины в свою очередь, рукоплещут решению о прекращении силового втягивания Украины в альянс, принятом не в виде деклараций, а на законодательном уровне. />  
Четвертое. Виктор Янукович провозгласил, что отношения с ЕС будут базироваться не только на экономически выгодных проектах. Это, прежде всего, сближение позиций Украины и ЕС в вопросах создания системы европейской безопасности. Одновременно Украина отказывается от военного сотрудничества с США и нащупывает пути укрепления украино-российских отношений. Виктор Федорович за 100 дней успел посетить с официальными визитами Брюссель, Вашингтон и Москву. После чего им была предложения идея геополитического микста — одновременно интегрировать Украину в пространство безопасности Европы и Евразии. Такой подход поможет и инвестиции привлечь, и уйти от конфликтов с мировыми геополитическими центрами влияния. В частности, в США были получены не только гарантии продолжения стратегического партнерства между Киевом и Вашингтоном, но, что гораздо значимее — обещания не делать Украину жертвой «перезагрузки» отношений между США и Россией. До этого Украина всегда играла роль буфера или заложника чужих геополитических интересов. Конечно, говорить о стремительно растущей внешней самостоятельности Украины пока недальновидно, но определенные попытки заставить мир обращать внимание на позиции и интересы Украины — очевидны.

Пятое: Выход на новый уровень украино-российских внешних отношений. Речь идет не только о пресловутой формуле « цена газа в обмен на Черноморский флот». Обозначены сферы приоритетов сотрудничества в экономической сфере (что наиболее значимо для украинцев), снижен потенциал конфликтности в Крыму, и самое важное — подписано соглашение
 о демаркации сухопутной украинско-российской границы. Без договора о демаркации границы, кстати, Европа даже не хотела говорить с Украиной о либерализации того же визового режима. При этом новая украинская власть придерживается в отношениях с Россией принципа взаимовыгодного партнерства: занята принципиальная государственная позиция в вопросе раздела общего имущества СССР, Украина выработала и отстаивает выгодную для себя линию морской границы с соседями. При этом, Янукович отметил что после 5-летнего перерыва снова заработала межгосударствення комиссия на уровне глав государств и уже пора возвращаться к идее подписания Декларации о стратегическом партнерстве Украины и России.

Шестое: Президент обозначил желаемое место для Украины в орбите геополитических интересов — региональное лидерство в Восточной Европе. На эту роль претендует Польша, которая уже успешно конвертировала свою «близость» к Европе и статус «адвоката Украины» в мощные финансовые дивиденды. Теперь, похоже, новая украинская власть не только хочет отказаться от услуг восточноевропейских стран-посредников, но и добиться для Украины более независимого статуса.

 Однако, столь внушительные внешнеполитические декларации должны быть подкреплены серьезными внутриполитическими и экономическими действиями — чтобы международные партнеры действительно поверили новой власти и сделали шаги ей навстречу. Да, за рубежом уже оценили хватку Президента Украины, который за три месяца смог добиться прекращения политического кризиса, ослаблявшего страну. Но мировые партнеры хотят понимать и экономические тезисы украинской власти. Показателем такого «непонимания» является например, выжидательная позиция МВФ, который притормозил обещанный валютный транш в 20 миллиардов долларов. Если команда Януковича начнет реализовывать обещанные на выборах экономические и социальные преобразования, то можно будет рассчитывать и на значительные подвижки в международной сфере.

color="#001f5e">Президент-100 

color="#001f5e">Що посіяли …

«Жертвы» политических репрессий

Банки деньгами накормлены, не пора ли спасать экономику?

Г. Крючков: “Немає значення в кого більше повноважень, якщо дії Президента, парламенту та уряду не виходять за межі Конституції”

Воины света

Вице-спикериада

Уряд продасть «Україну»?

Бюджет: повозка о трех колесах

Український прорив по-російськи

Операция «Ратификация»

Мальчики-«мажоры». Ренессанс 

Страна на «ручнике», или Почему так долго перелицовывают бюджетный кафтан?

Ни хлеба, ни зрелищ…

Парламентская оккупация

«Мы не рабы. Рабы — не мы»

Игорь Калетник: «Коррупция как радиация – она есть вокруг, но ее не видно…»

«Москва сльозам не вірить». Українським

Несвежая кровь

Эконом-класс! 

Опозиційний Олімп двох не витримає

Когда в товарищах согласья нет…

«Тушки» не першої свіжості, або не доторгувалися 

Заява Віктора Януковича про українську мову у Москві не сподобалась

Опасности, которые нам грозят

Перемир’я на "українському фронті"

Солодке життя стало дорогим

Петро Симоненко: Після оголошення результатів уряд повинен піти у відставку

Сергій Гайдай: "Ці вибори — тільки початок великого політичного процесу!"

Ігор Когут: «Без реформування виборчого законодавства прогресу в українській політиці не буде»

Налог на излишества избранных — на пользу всему народу

Война Советов

Валерій Новицький: "Я не переконаний, що Україна взагалі вийде з кризи"

Наш хлеб в чужих руках

Спиртово-табачная монополия: история показывает, что вреда не будет

Отмена земельного моратория – это «аргентинизация» Украины

Андрій Єрмолаєв: "Ця влада і у Всесвітній потоп буде дошки для тих потопаючих продавати"

 

Читайте также по теме