Вчерашнее заседание Европейского парламента (ЕП), на котором, в частности, рассматривалась политическая обстановка в нашей стране, завершилась неожиданной резолюцией. Неожиданной для Украины. Депутаты ЕП, которые ранее наперебой пытались доказать друг другу и всему миру свою компетентность в вопросах украинской внутренней политики, были вынуждены признать, что сегодня выработать сколько-нибудь действенную систему дальнейших взаимоотношений с официальным Киевом. Фактически, главный консультативный орган Европы констатировал провал своей доктрины в отношении территории от Львова до Луганска.
Странное все-таки это дело – европейская дипломатия. Еще на днях, накануне очередного визита в Киев, Верховный комиссар ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон самонадеянно заявила, что Брюссель «помогал, помогает и будет помогать» развивать в Украине демократические институции.
«У нас есть четкий план взаимовыгодного сотрудничества, который позволит восстановить в Украине спокойствие и порядок», — подчеркнула она.
И добавила: «Нет сомнений в том, что Евросоюзу удастся стать не только посредником в примирении противоборствующих сторон, но и гарантировать процветание в регионе гражданского общества».
А уже на следующий день парламент Объединенной Европы дипломатично (или, вернее – осторожно) резюмировал, что для выработки какой-либо эффективной программы взаимоотношений с той же Украиной ЕС необходимо, если так можно выразиться, дополнительное время.
Озвучивая эту позицию, глава Европейского парламента Мартин Шульц не скрывал собственной растерянности. Да это и немудрено. Несмотря на то, что различного рода эмиссары из Европы приезжают в Киев с завидной методичностью (в ближайшее время нашу столицу второй раз за последние четыре дня посетит Комиссар ЕС по вопросам расширения структуры Штефан Фюле), детального доклада о ситуации в Киеве руководство Евросоюза так и не получило. С одной стороны, бывшие «консультанты Европы в Верховной Раде» Патрик Кокс и Александр Квасьневский рапортовали о невозможности посадить за стол переговоров в Украине партию власти и оппозицию. С другой – западные посланники в определенной степени перешли грань полномочий, активно поддержав зарождавшийся тогда «Евромайдан». Кстати, последняя характеристика относится не только к чиновникам из пресловутой Европы. С трибуны «Евромайдана» выступали несостоявшийся американский президент Джон Маккейн и сотрудница Государственного департамента США Виктория Нуланд. Но вот ведь в чем дело – после того, как стало известно о присутствии в среде мирных демонстрантов на киевских улицах Грушевского и Институтской радикально настроенных элементов, они осудили «насилие, с какой бы стороны баррикад оно бы ни происходило.
Иная ситуация — с чиновниками из Европы. Баронесса Эштон, до недавнего времени имевшая лишь эфемерное представление о «Евромайдане», оказалась, образно выражаясь в патовой ситуации. Если с Нуланд все понятно – она пожимала руку украинскому политику, известному своими антисемитскими высказываниями (родители Виктории Нуланд — представители иудейского вероисповедания, – Авт.) – тогда совершенно непонятно, на что рассчитывает Эштон, если некоторые протестующие в Киеве «под шумок» скандировали: «Не будет ни мэров, ни сэров, ни пэров».
«Как представитель европейской структуры я могу констатировать – для изучения сложившейся обстановки в Украине нам нужно около месяца, — сказал в специальном комментарии ГолосUA специальный эксперт ЕС Клаус Хофф. – Возможно, по прошествии некоторого времени Европа предложит вам новый план действий».
Последнюю фразу можно (или нужно) трактовать с вопросительным знаком…