Новый Уполномоченный по правам человека априори политически зависим, говорят эксперты. Они не ожидают, что омбудсмен будет защищать граждан от своеволия власти. Скорее, наоборот. Ведь должность досталась политсиле, в арсенале которой имеется тюремная система, полиция, Нацгвардия и влияние на радикалов.
Силовики и омбудсмен в одной команде
Верховная Рада назначила Уполномоченным по правам человека народного депутата из фракции «Народный фронт» (НФ) Людмилу Денисову. «Приложу максимум усилий к защите прав украинцев, представителей крымскотатарского народа и всех, кто нуждается в защите», — заявила она.
Среди своих основных задач новый омбудсмен назвала мониторинг соблюдения прав человека на оккупированных территориях. Но, как известно, задача Уполномоченного по правам человека – осуществлять парламентский контроль соблюдения прав и свобод человека по всей территории Украины. А этого как раз от Денисовой не ждут.
Политолог Михаил Погребинский заявил в СМИ: «Кандидатура, выдвинутая «Народным фронтом», заведомо неприемлема в качестве нейтральной фигуры. Это радикальная организация, которая не пользуется доверием в обществе, имеет нулевой рейтинг. Она собрала в своих рядах абсолютно радикальных деятелей».
Нардеп Мустафа Найем заявил в СМИ: «У одной политической силы оказались Национальная полиция, пенитенциарная служба и Уполномоченный по правам человека».
Отметим, что система тюрем в результате реформирования передана в подчинение Минюсту, которым руководит представитель «Народного Фронта» Павел Петренко. Полиция находится в ведении Министерства внутренних дел, которым руководит Арсен Аваков (НФ). В систему МВД входят погранслужба, Национальная гвардия, добровольческие батальоны, полк спецназначения «Азов» (с последним напрямую связаны «Национальный корпус» и «Национальные дружины»).
«Шесть лет назад в этом же зале мы, оппозиция, кричали, что это нарушение всех прав и норм . Теперь мы ломаем через колено зал так же, как это делала Партия регионов», — подчеркивает Мустафа Найем.
Напомним, что омбудсмена в Украине выбирали четыре раза: в 1998, 2003, 2007 и 2012 годах. При этом трижды — с апреля 1998 года по апрель 2012 года на этом посту была Нина Карпачева, с апреля 2012 года – Валерия Лутковская.
Пятилетнний срок работы Валерии Лутковской завершился 27 апреля 2017 года. А по истечении этого срока в течение 20 дней происходит процесс выдвижения новых кандидатов. Кандидаты были выдвинуты, и их документы были опубликованы в официальном издании «Голос Украины» в срок. Претендовали Людмила Денисова (НФ), Сергей Алексеев (БПП) и адвокат Андрей Мамалыга (Радикальная партия).
Но голосование отложили до осени, хотя оно должно было состояться не позднее чем через 20 дней после окончания срока для выдвижения кандидатов. Кроме того, их проверяют по Закону «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Эта проверка и стала официальным поводом, чтобы отложить голосование.
В последний момент кандидат от Блока Порошенко снял свою кандидатуру. Затем провели «рейтинговое» голосование, и кандидата от «Радикальной партии» проголосовали только 111 депутатов. На окончательное голосование ставилась кандидатура Денисовой, и ее поддержали 280 народных депутатов из 364, зарегистрированных в сессионном зале.
Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров заявил в СМИ: «Были политические торги. Известно, что договаривались о том, что «Народный фронт» голосует за представителя Блока Петра Порошенко на должность главы Нацбанка, а БПП голосует за Денисову. То есть, она априори политически зависима».
«Со стороны властей и ультраправых групп»
Людмила Денисова по образованию — педагог и экономист. С 1998 по 2006 годы была министром экономики, министром финансов и депутатом в Автономной республике Крым. Затем – нардепом от БЮТ, министром труда и социальной политики в правительстве Юлии Тимошенко (2007- 2010), министром соцполитики в первом правительстве Арсения Яценюка (2014). Потом — нардепом от «Народного фронта».
Михаил Погребинский заявляет: «Эта барышня не относится к числу радикалов, но она – часть команды. Поэтому доверия к ней никакого нет. Я не верю в то, что она может быть защитником прав людей. Если бы она была так устроена, то она бы брезговала оставаться в команде таких людей. Раз она там пристроилась, уютно себя чувствует, то какие могут быть надежды на то, что она будет объективной, будет защитником прав человека? Никаких».
Политический эксперт Антон Колесников отмечает, что за последние четыре года ситуация с правами человека в Украине не стала более благополучной, в стране нарушается фундаментальное право человека — право на жизнь.
«Само понятие прав человека в нынешних украинских реалиях обесценилось, полностью девальвировалось. В Украине продолжается военный конфликт и нарушается фундаментальное право человека — право на жизнь, также грубо нарушаются социальные права человека», — подчеркнул политический эксперт.
Отметим, что в феврале Украина заняла 83-ю позицию из 167 в рейтинге Democracy Index 2017, подготовленном организацией Economist Intelligence Unit. В том рейтинге каждая страна классифицировалась как один из четырех типов режима: полная демократия, несовершенная демократия, гибридный режим и авторитарный режим. Украину классифицировали как «гибридный режим».
Затем международная организация Amnesty International подготовила доклад «Права человека в современном мире», в котором проведен анализ ситуации в 159 странах мира. В Украине зафиксирован рост политического насилия со стороны ультраправых групп, орудующих под патриотическими лозунгами.
Отчет Amnesty International охватывает 2017 год, то есть, период, когда Президент Петр Порошенко заявлял, что уровень свободы в Украине является беспрецедентным.
Но глава восточноевропейского и центральноазиатского регионального офиса Amnesty International Денис Кривошеев заявляет: «Мы наблюдали дальнейший регресс в вопросах соблюдения прав человека в Украине. Критики правительства, журналисты, некоммерческие организации стали объектами все возрастающего давления со стороны властей и ультраправых групп, которые под предлогом защиты от российской агрессии вступили на путь ущемления свободы слова и свободы ассоциаций».
По итогам года Amnesty International констатировала: «Украинская власть усилила давление на своих критиков и независимые общественные организации, в том числе на журналистов и антикоррупционных активистов». В отчете говорится что, гражданские активисты и члены некоммерческих организаций (НКО) — особенно те, которые занимались вопросами коррупции — постоянно сталкивались с преследованиями и насилием.
«Такие инциденты редко эффективно расследовались, причем имелись подозрения, что за ними стоят работники органов власти, а иногда и силовых ведомств», — говорится в документе.
Антон Колесников считает, что выводы украинской властью сделаны не были. «К сожалению, для нынешней власти такое понятие, как права человека, занимает далеко не первое место. Поэтому властью была занята безразличная, индифферентная позиция по поводу назначения нового омбудсмена», — говорит он.
Андрей Кислов