Сколько украинцев открывает депозитные счета онлайн? Каков возрастной диапазон онлайн-вкладчиков? Что предлагают отечественные банки на сегодняшний день? На эти вопросы «ГолосUA» попросил ответить финансовых аналитиков и экспертов.
Все больше отечественных банков предпочитают новую услугу – дистанционное обслуживание населения. Так, по информации Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), банки все чаще сокращают свои отделения, и это вызвано оптимизацией их сети для повышения эффективности работы. То есть дистанционное обслуживание клиентов набирает обороты, ибо позволяет снизить расходы финансово-кредитных учреждений.
Повышенный процент – весомый аргумент
В банковском секторе Украины наметилась позитивная динамика по числу привлеченных клиентов к услуге онлайн-депозитов. Так, по информации замглавы правления одного из отечественных банков Геннадия Зари, в последнее время наблюдается как прирост клиентов, размещающих вклады через Интернет, так и количественный рост онлайн-вкладов.
По статистике, опцией онлайн-вкладов пользуются почти все возрастные категории украинцев – это и совсем молодые люди, и зрелые, и старшее поколение.
Для привлечения клиентов при открытии депозита в интернет-сети банки предлагают повышенный процент.
По словам банкира, некоторые кредитные учреждения до сих пор понимают под «депозитом онлайн» просто оформление онлайн-заявки на открытие вклада. Однако фактически при этом депозит оформляется в отделении. То есть никакой это уже не онлайн-депозит по сути.
Столкнувшись с таким подходом, потенциальные вкладчики частенько делают поспешные выводы о том, что реально открыть депозитный счет с помощью Интернет невозможно.
Конечно же, такой подход играет не в пользу распространения этой услуги, тормозя рост ее популярности.
Ведущий специалист отдела альтернативных каналов продаж одного из украинских банков Ольга Кондратова отметила, что заказать депозит можно онлайн, используя специальную форму заявки на официальном сайте учреждения. Также ее коллега, директор департамента развития продуктов одного из наших банков Наталья Кравец подчеркивает, что популярность сервиса Интернет-банк постоянно кастет. Весомым аргументом в пользу онлайн-вкладов, конечно же, является повышенная процентная ставка, чем по депозитам, которые открываются через отделения финансового учреждения. А попробовав один раз, оценив сервис и комфорт, и далее вкладчик размещает онлайн-депозиты, констатирует банкир.
Явка в отделение все еще обязательна
Между тем начальник департамента методологи и разработки банковских продуктов одного из отечественных банков Константин Кононенко заявляет, что в любом случае клиенту при оформлении депозита онлайн нужно явиться в отделение банка. Но он, вкалдчик, должен сначала оставить онлайн-заявку на внешнем корпоративном сайте банка. Вкладчик оставляет свои данные, затем менеджер банка с ним связывается. По словам банкира, в любом случае оформление депозита осуществляется в отделении банка, ибо необходима идентификация вкладчика, а это законодательные требования. «В классическом понимании, полный онлайн-вклад не предлагает ни один банк, потому что специалист в любом случае должен проверить оригиналы документов вкладчика», – констатирует Кононенко. И даже если придумают процедуры сканирования, все равно это будет квазионлайн-депозит (вклад, которым можно управлять онлайн, но при этом, чтобы открыть или закрыть его, явка в отделение банка обязательна).
Если говорить о географии, то больших городах рынок доступа в Интернет развит достаточно сильно, в отличие от маленьких городков и областных центров, где пользование Интернетом (и его проникновение) еще очень слабое. Да и все наше население представляет из себя продвинутых юзеров, потому там процент оформления онлайн-депозитов мизерный.
Несмотря ни на что развитие услуги онлайн-депозитов идет стремительною Так же сюда плюсуются пользователи мобильного интернета. По статистике, востребованность онлайн-депозитов за счет широкого проникновения Интернета во все сферы жизни, с каждым днем будет только увеличиваться.
По словам банкира, в более финансово развитых странах уровень открытых онлайн-вкладов составляет более 60%.
По мнению Константина Кононенко, недостатками этой услуги является отсутствие полного онлайн-оформления, ибо в классическом понимании онлайн-депозит должен оформляться полностью дистанционно, без посещения отделения. «У нас пока слабо внедрены электронно-цифровые подписи, они еще не столь популярны», – резюмирует банкир.
Национальный банк Украины в настоящее время осуществляет сертификацию электронно-цифровых подписей, в перспективе будет создан единый реестр, что даст возможность обмена подписями между участниками реестра.
Необходимо отметить, что онлайн-депозиты выгодны как для банка, так и для вкладчика, поскольку это весьма значительная экономия времени и ресурсов.
В некоторых банках клиентам предоставляется возможность разместить средства, как по стандартным депозитным программам, так и на условиях клиента. По словам начальника отдела интернет-технологий одного из крупнейших банков Владимира Гугуева, в его учреждении онлайн-клиенту доступен продукт "Депозитный конструктор". Он помогает вкладчику самостоятельно выбрать срок действия депозита, периодичность выплаты процентов и условия пополнения. За последний год востребованность этого сервиса значительно выросла.