Ежегодно в киевском метрополитене происходят случаи «зацепинга», когда пассажиру взбредет в голову проехаться в подземке не в салоне поезда, а на его крыше или между вагонами. Наказание за такой хулиганский поступок – штраф, сущие копейки по нынешним временам, но опасная забава порой заканчивается страшной гибелью любителей экстрима. Причины такого поведения преимущественно молодежи заключаются в психологии подростков, а также в особенностях современной информационной среды. В этом может содержаться ответ на вопрос, как побороть влечение к опасной забаве.
Эпидемия опасных съемок
Летом 2020 года бармен одного из столичных клубов Виктор (имя изменено) проводил выходные с друзьями у Днепра. Ребятам пришло в голову отснять экстремальный ролик, который должен был взорвать соцсети. Они решили прыгнуть с двигающегося через мост поезда метро в реку. Друзья тщательно готовили поступок, плавали мерять глубину реки, куда должны были прыгнуть, а также пригласили знакомых для съемок.
Идея была реализована в понедельник 27 июля. Виктор и его друг проехались на крыше электропоезда между станциями «Гидропарк» и «Левобережная» и прыгнули в Днепр.
Ролик был опубликован на следующий день в Instagram. Он получился удачным и набрал более 6 тысяч просмотров. Комментаторы видео разделились во мнениях: одни осуждали поступок, другие – приветствовали. Сам же Виктор получил травму, а спустя несколько дней после съемок ролика и его публикации предстал перед судом.
Его судили за совершение административного нарушения по статье 173 КУпАП – мелкое хулиганство.
На суде Виктор полностью подтвердил вину и искренне раскаялся. Мотив своего поступка он объяснил желанием снять видео, которое наберет много просмотров в соцсетях. Суд признал его виновным и наложил административное взыскание в виде 40 часов общественных работ, а также обязал погасить судебный сбор в размере 420,4 гривны в пользу государства.
«Следует также заметить, что эпидемия съемок опасных видео охватила не только несовершеннолетних, но и взрослых, – говорится в решении суда. – Но в то время, когда подростки испытывают острую необходимость принадлежать к среде единомышленников и совершать, по их мнению, “героические поступки”, оценивать риски опасности для жизни – это дело взрослых. К сожалению, такими примерами вдохновляются несовершеннолетние и повторяют опасные для жизни действия, поэтому задача совершеннолетних лиц не допускать такого поведения и не подавать такого примера для подражания».
А 28 сентября в метрополитене произошел инцидент с трагичными последствиями. В этот день к дежурной части управления полиции в метрополитене обратился мужчина и сообщил, что во время движения электропоезда с крыши вагона упал неизвестный человек и получил телесные повреждения, несовместимые с жизнью.
Событие произошло между станциями «Выдубичи» и «Славутич». Поезд едет между ними через Южный мост, пересекая Днепр. Погибшим оказался 29-летний житель Ужгорода. Во время проверки было установлено, что он зашел в столичную подземку, забрался на крышу поезда, но во время движения не удержал равновесия, упал и получил смертельные травмы. По данному событию было открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 115 Уголовного кодекса Украины (умышленное убийство) с дополнительной квалификацией «самоубийство». Подробности о личности погибшего и предполагаемых мотивах его поступка в полиции нам сообщить не смогли из-за недопустимости разглашения данных досудебного следствия.
«Мы частично приостанавливали движение по линии, – рассказала нам подробности инцидента заместительница начальника Киевского метрополитена Наталья Макогон. – Поезд курсировал от станции “Сырец” до “Выдубичей” и от “Осокорков” до “Красного Хутора”, то есть временно не работали станции “Выдубичи”, “Осокорки”. По “Славутичу” занимались правоохранители, спасатели, которых вызвали на место происшествия, потому что само происшествие случилось на перегоне между “Выдубичами” и “Славутичем”. Задержка по этому участку была не более получаса. Два раза мы приостанавливали движение на 15 минут».
В Национальной полиции Киева нам рассказали, что с начала текущего года сотрудниками органов было зафиксировано 23 случая катания нарушителей вне салона поезда метрополитена. Как правило, это происходит на так называемой сцепке между вагонами и на крыше поезда. Опасная забава получила емкое название «зацепинг». В этом году его совершали лица 14-23 лет. По 15 случаям были составлены административные материалы по статье 173 КУпАП, а по 8 другим к административной ответственности привлекли родителей по статье 184 КУпАП (невыполнение родителями или лицами, которые их заменяют, обязанностей относительно воспитания детей).
Свои действия нарушители объясняли тем, что хотят отснять фото или видео, чтобы потом выложить в социальные сети ради развлечения или похвастаться перед знакомыми. В органах отметили, что сотрудники ювенальной превенции управления полиции в метрополитене постоянно проводят беседы с нарушителями, их родителями, а также беседы в учебных учреждениях относительно опасности такого вида развлечений.
«Данный вопрос находится на постоянном контроле руководства управления», – подчеркнули в Нацполиции Киева в ответе на наш запрос.
Лайки в соцсетях не стоят жизни
В Киевском метрополитене случаев зацепинга за текущий год насчитали больше – около 30, но мотив таких поступков остается прежним.
«Если сравнить с нашим пассажиропотоком, то такие случаи бывают не часто, – рассказывает Наталья Макогон. – В этом году это 30 случаев, в 15 из них были составлены админпротоколы представителями полиции, которая работает в метрополитене. Преимущественно это парни или мужчины от 15-16 до 30 лет. В этих случаях мы видим сезонность. Как правило, это лето, когда каникулы, период отдыха, видно, что людям некуда девать энергию, а второе направление – это соцсети. Это люди, которые сознательно это делают для того, чтобы насобирать лайки, подписчиков и монетизироваться в соцсетях. Раньше таких случаев было меньше, потому что соцсети были не настолько развиты. Раньше мы видели, что случаи больше касались сознательного самоубийства, особенно в годах, когда был какой-то суперкризис – 2007/08, 2013/14. Сейчас же мы наблюдаем именно влияние социальных сетей».
Согласно данным, озвученным мэром Киева Виталием Кличко, инцидент 28 сентября был единственным в нынешнем году, когда проезд вне салона поезда метро закончился гибелью человека. В 2017 году погибло двое зацеперов, а в 2014-м – один. Это исключительные случаи для метрополитена, но когда они случаются, доставляют не только неудобства для других пассажиров. Приходится работать с персоналом, который стал свидетелем трагедии.
«Нам необходимо потом сменить полностью всю смену, дать людям сразу дополнительные выходные дни, – говорит Наталья Макогон. – Потом со сменой полностью работают психологи, проверяют их готовность к работе. Были такие случаи, когда машинисты не возвращались к работе. Были машинисты, которые потом переходили работать в депо на выдачу поездов, но уже не водили. Также были и дежурные по станции, которые искали какую-то другую работу, не могли больше видеть станцию и так далее. Если мы говорим о дежурной по станции, о машинисте, то это высококвалифицированные люди, в которых вложено очень много работы, очень много обучения, и заменить их не так просто».
В Едином реестре судебных решений Украины достаточно вынесенных решений по факту зацепинга в Киеве. За последнее десятилетие это происходило на разных ветках и станциях метрополитена, но одними из самых популярных участков такого опасного катания были открытые станции красной ветки, начиная с «Днепра» до «Лесной», и на зеленой – станция «Выдубичи» и переезд между станциями «Выдубичи» и «Славутич», когда поезд идет через Южный мост.
«Мы работаем с такими случаями, – говорит Наталья Макогон. – На станции “Днепр” поставили дополнительные ограждения, даже с использованием колючей проволоки. То же самое на станции “Гидропарк”, где люди, как правило, летом веселятся, а потом их тянет на геройство. Чаще всего стараются проехать между вагонами, на крышу поезда не так просто попасть, а потом люди пользуются интернетом и знают, что в метрополитене поезд идет на некоторых участках четко в габарит, и тогда от человека, который находится на крыше, мало что останется. На многих поездах мы ставим еще дополнительные специальные ограничители, чтобы невозможно было даже между вагонами зайти, – сцепка всегда двигается, и любая невнимательность может просто стоить жизни. Если человек падает между вагонами, шансов выжить у него практически нет. Я говорила, говорю и буду говорить: никакие лайки в соцсетях того не стоят».
В большинстве случаев факты зацепинга происходят вечером около 19:00-20:00 часов. Такие поступки за последние годы совершали несовершеннолетние, студенты колледжей, техникумов, училищ и институтов. Среди них большинство парней, но были и девушки. Ранее судьи выносили нарушителям, а в случае их несовершеннолетия их родителям, взыскание в виде предупреждения. Со временем начали штрафовать на 3-7 необлагаемых минимумов (51-119 гривен, именно такой размер штрафа предполагает статья 173 КУпАП) с обязательством погасить судебный сбор.
«Их надо пугать»
Некоторые из нарушителей на суде называли еще один мотив своей забавы – чрезмерный интерес к процессу. Заместитель директора Украинского института исследований экстремизма Богдан Петренко главной причиной таких опасных поступков подростков называет изменение мироощущения младшего поколения.
«Дело в том, что младшее поколение фактически выросло в условиях налаженных социальных сетей, в условиях информационной революции, – говорит эксперт. – Она фактически наталкивает на то, что успех может быть достигнут очень быстро. Главное, чтобы этот шаг был экстремальным. Потом этот успех можно монетизировать, получить кучу подписчиков, с одной стороны, а с другой стороны, этим даже можно зарабатывать на жизнь. Очень часто, когда люди совершают такие поступки, их мотивом является достижение целей самореализации».
Эксперт замечает, что дурной пример молодежи могут подавать профессиональные блогеры-экстремалы. Но они-то выполняют свои трюки после тщательных тренировок и со страховкой.
«Есть известные блогеры, которые экстремальной формой поведения стимулируют к подражанию, повторению, – говорит Богдан Петренко. – Они выкладывают видео, и видео начинают подражать их поклонники, пытаются повторить. Но самое интересное, что большинство кадров, которые делают сами блогеры, – это постановочные кадры. Там обязательно будут средства безопасности, но этого люди не видят и не понимают постановочности кадров. С другой стороны, у этих блогеров есть специальная физическая подготовка. Они не сразу пошли и, посмотрев какое-то видео, полезли на Эйфелеву башню. Они для этого тренировались лет 5-6, чтобы это сделать. А дети смотрят, не осознают причинно-следственной связи и думают, что этот смог, значит и я смогу».
Медицинский психолог Данил Протас с точки зрения своей специальности называет три причины, которые побуждают подростков к зацепингу:
«Адреналинозависимость, элементарный подростковый протест, суицидальность, то есть скрытая тенденция к самоубийству, сейчас, кстати, очень распространенная гадость, – говорит эксперт. – Если раньше подростки основное время проводили в спорте, во дворе, бег, гуляние, то сейчас этого нет. Сейчас идет компьютеризация. А у подростков повышенная тяга к самореализации. Подросткам надо бегать, у них и гормоны играют так, что им трудно усидеть на месте. И когда этого нет, когда основное время проходит за компьютером, когда у подростков сидячий образ жизни, эта потребность, тенденция к активности начинает принимать неадекватные формы. Возникают идеи сделать то, чего в здравом состоянии он бы не сделал, например, спрыгнуть с вагона в Днепр или поперепрыгивать с вагона на вагон на ходу».
Получается, что подросткам нужен выход энергии, и здесь, мы наталкиваемся на проблему доступности спортивных секций и кружков. Вместо того, чтобы кататься между вагонами, потенциальный зацепер в это время мог бы тратить энергию на тренировке в спортзале или на спортплощадке.
«При Союзе подобного не было, да этого не было еще 10 лет назад в таком объеме, – продолжает Данил Протас. – Потому что компьютеры еще не были в таком объеме доступности. Сейчас люди уходят туда, общение уходит из живого ракурса в цифровые варианты. Адреналин никто не отменял, чисто подростковую потребность протеста тоже никто не отменял: да, я прыгну, потому что протестую против всего общества».
«Еще одним из важных моментов является то, что есть часть людей, которых тянет к экстремальным принципам поведения, они хотят этим заняться, – говорит Богдан Петренко. – Вопрос, а где им этим заняться, есть ли у нас какие-то механизмы, институции и средства, где люди могут себя реализовать? У нас фактически такого нет. Люди не имея возможности реализовать себя в более-менее безопасных условиях, ищут себя в опасности. Нет безопасной канализации их направления».
По мнению Богдана Петренко, помочь канализировать влечение подростка или ребенка к экстриму должны родители посредством своего внимания и безопасных занятий. Склонный к экстриму ребенок будет искать к этому пути, но со временем это может ему разонравиться, и он оставит опасные увлечения.
Данил Протас также считает, что подростку необходимо искать реализации в каких-то положительных сферах, например, в успехах в учебе. Но помимо этого психолог предлагает более радикальный путь, который позволит отбить у молодежи тягу к зацепингу.
«Только через страх, – говорит Данил Протас. – Не прятать фотографии зацеперов, которые разбились, им снесло полголовы. Наоборот, выставлять, пусть видят, к чему это приводит. Они должны это видеть. Они же считают себя бессмертными, что их не коснется никакая проблема. Поэтому их надо именно пугать. На каждой станции желательно показывать, что тогда-то сорвался или сорвалась такой-то или такая-то, вот к чему это привело, будьте осторожны, цените свою жизнь. Это все надо рубить, но рубить правильно, через идеологическую предпосылку. Объяснять бесполезно, надо, чтоб была живая картинка. После этих картинок дети скажут: та ну его, лучше пойду на турнике поотжимаюсь».