В Украине после роста курса доллара США лекарства в аптеках подорожали на 50-60% и больше, стоимость медуслуг в поликлиниках тоже растет. Стремясь сэкономить, украинцы стараются меньше обращаться к врачам и, занимаясь самолечением, все чаще покупают лекарства без рецепта. Но люди не знают, как отличить качественные препараты от некачественных и ставят под удар свое здоровье. Как защититься потребителям от некачественных лекарств и плохого самочувствия, выяснял корреспондент ГолосUA.
Цена здоровья
С 1 апреля 2014 года, когда в Украине была введена ставка НДС на лекарства в размере 7%, до ноября 2015 года украинцы вынуждены были покупать лекарства, которые подорожали. Так, цена противопростудных препаратов за период январь-сентябрь 2015-го по сравнению с таким же периодом прошлого года возросла на 57%.
Учитывая ставку НДС 7%, с апреля 2014-го до ноября 15-го украинцы переплатили за лекарства 4,5 млрд грн, сообщили в общественной организации «Публичный аудит».
Руководитель юридического департамента Всеукраинского Совета по защите прав и безопасности пациентов Ольга Скорина поделилась таким наблюдением с ГолосUA: ситуация с ценами на медпрепараты в аптеках и на услуги поликлиник сильно влияет на поведение пациентов.
«Ситуация с бесконтрольным употреблением медицинских препаратов усугубляется. Ведь сегодня медицинское обслуживание даже в государственных поликлиниках, стационарных больницах дорожает. Например, в больницах нет средств на закупку лекарств и потому исход лечения зависит, в том числе, и от платежеспособности пациентов, ведь им надо все покупать за свои деньги», — сказала она.
Эту же информацию подтвердил глава Общественного совета при Минздраве Украины Максим Ионов. По его словам, к ноябрю 2015 года поликлиники, родильные дома в Киеве абсолютно не обеспечены необходимыми лекарствами и вакцинами.
«Как действующий врач экстренной скорой помощи по городу, я каждую смену езжу по учебным учреждениям и вижу эту картину вживую. К большому сожалению, могу констатировать, что ни вакцин, ни лекарств, ни фармпрепаратов в лечебных учреждениях нет. Пациенты вынуждены покупать все за свои деньги», — отметил он.
А тем украинцам, кто по рекомендации врача проходил стационарное или амбулаторное лечение, известно: чтобы поставить диагноз, доктор потребует от пациента сдать анализы, и это тоже требует денежных затрат.
Как известно ГолосUA, в поликлиниках Киева сдача анализов крови – на гормоны и глюкозу – процедуры платные, стоимость которых колеблется от 20 грн до 120 и выше. Но бесплатно делают анализ мочи. А вот комплексный, подробный анализ крови в частных лабораториях обойдется в несколько сотен гривен – от 200 до 800. Что касается ультразвукового исследования (УЗИ), то это не меньше 200 грн (в 2009-2010 гг. услуга стоила 100 грн – Авт.); рентген для тех, у кого нет временной или постоянной регистрации в Киеве, стоит 200 грн, а флюорография – 50-60 грн, для местного населения – бесплатно (в 2009-2010 гг. услуга была бесплатной и для «приезжих» — Авт.). Если же нужно сделать МРТ (магнитно-резонансную томографию), цена услуги — от 600 до 800 грн.
Так что на сегодня медицинское обслуживание и прием препаратов, которые надо приобрести в аптеках, не самое дешевое удовольствие, считает юрист О. Скорина. По ее мнению, это один из главных факторов, которые заставляют украинцев не консультироваться с врачом, а спрашивать совета аптекаря и покупать то, что посоветуют знакомые.
По ее словам, у Всеукраинского Совета по защите и безопасности прав пациентов есть данные по объему продаж безрецептурных лекарств. Эти сведения позволяют делать выводы о некоторых тенденциях в обществе.
«Исходя из того, что в 2015 году и ранее лидерами продаж в аптеках стали лекарства, которые отпускают без рецепта, а также на основе информации из архивов Всеукраинского Общественного совета по защите прав пациентов, я делаю вывод: украинцы склонны не обращаться к врачу и заниматься самолечением – покупать лексредства без рецептов. Иногда это приводит к ухудшению самочувствия. Временами после таких лекарств людям становится хуже, если они используют медицинские препараты не по назначению, либо не соблюдают дозу, указанную в инструкции к препарату», — сказала она.
Побочные эффекты
Президент ассоциации «Производители лекарств Украины» Петр Багрий в интервью Интерфакс-Украина заявил, что все лекарства, которые производятся в Украине, отвечают параметрам GMP («Правила производства лекарственных средств» (Good Manufacturing Practice for Medicinal Products (GMP) являются основополагающим документом, на основании которого сертифицируют фармацевтические производства. Сертификат GMP означает, что продукция произведена в строгом соответствии с требуемым химическим составом в условиях, не допускающих попадания сторонних веществ, а также должным образом упакована, что гарантирует сохранение всех свойств на протяжении срока годности – Авт.).
По его мнению, к этим таблеткам, микстурам, порошкам у европейцев нет претензий.
«Украинские препараты поставляются в 62 страны мира, почти 20% украинских лекарств идет на экспорт и этот экспорт растет с каждым годом на 15%. Разве это не доказательство качества, эффективности и безопасности наших лекарств», — сказал П. Багрий.
Юрист, представитель Всеукраинского Совета по защите прав и безопасности пациентов Ольга Скорина считает: на украинский рынок преимущественно попадают качественные лекарства. При этом на химический состав медпрепаратов на дату поставки в аптеку влияют несколько факторов – например, условия хранения, условия доставки. Но даже если условия производства, хранения, доставки были идеальными, вероятны (ожидаемые, описанные в инструкции) побочные эффекты. И врач обязан предупредить об этом пациентов.
«С точки зрения закона, врач, который назначает пациенту лекарственный препарат, должен знать о вероятных побочных эффектах и сообщить об этом пациенту. Но бывают случаи, когда есть такое ухудшение самочувствия, которого в инструкции к лекарству нет – это уже непредвиденные побочные эффекты. К нам иногда такие пациенты обращаются. В инструкции, кстати, описаны ожидаемые побочные эффекты. Так вот если пациент ощутил ухудшение самочувствия и о нем ничего не написано в ожидаемых побочных эффектах, то надо срочно прекратить принимать препарат, либо срочно обратиться к врачу за консультацией. Это не тот случай, когда стоит затягивать визит к доктору и на собственное усмотрение покупать какое-нибудь еще лекарство, чтобы стало легче. Это опасный для здоровья «эксперимент»!», — сказала она корреспонденту ГолосUA.
О. Скорина добавила: «В Украине сфера фармакологического надзора работает не идеально. Одна из причин в том, что есть лекарства, от которых людям становится плохо, а есть лекарства, которые ни лечебного, ни «вредного» эффекта не дают. В итоге человеку не становится лучше, но и быстрого заметного ухудшения здоровья нет».
А чтобы об этом неэффективном медицинском препарате узнали чиновники, сами пациенты должны приложить определенные усилия. Но люди этого не делают.
«К нам, во Всеукраинский Совет обращаются пациенты – по одному и группами – жалуясь на плохое самочувствие. Когда наши юристы выясняют, вследствие чего людям стало хуже, то выходим на вопрос о качестве препарата. Мы говорим людям, что проблему надо задокументировать, они соглашаются, кивают и … исчезают. А этого мало, чтобы о проблеме узнали медицинские чиновники», — сказала юрист.
По словам эксперта, если у потребителя лекарств есть подозрения, что причина ухудшения здоровья — в некачественном препарате, необходимо оформить онлайн-заявку на сайте Государственного экспертного центра (ГЭЦ). Сотрудники Центра рассмотрят заявку, проведут лабораторные исследования лекарства и, если оно не отвечает нормам, его снимут с производства. Но чтобы эту заявку оформить, нужно зайти на сайт Государственного экспертного центра Минздрава Украины и сообщить, что был зафиксирован случай ухудшения здоровья после употребления медпрепарата.
«Я, мои коллеги, понимаем, что люди, которые чувствуют себя плохо, им не до лабораторных исследований лекарств, у них, может, нет времени идти в суд. Но пока нет, скажем так, сигналов о вероятном низком качестве лекарств, в Минздраве просто не могут понять, каков масштаб проблемы», — отметила О.Скорина.
Американские медики также считают большим недостатком отсутствие в Украине общей базы данных о безопасности лексредств.
Так, в отчете Агентства США по международному развитию (USAID) по итогам 2012 года говорится: в Украине «не существует унифицированной базы данных или данных о взаимодействии между существующими базами информации ГЭЦ и Госслужбы по лексредствам, что делало бы возможным обмен информацией о безопасности медпрепаратов и изделий медицинского назначения после их государственной регистрации».
Кого винить в плохом качестве препаратов
Глава юрдепартамента Всеукраинского Совета по защите прав и безопасности пациентов Ольга Скорина считает: юридическую ответственность за качество медпрепаратов несут несколько государственных структур.
«В Украине за качество медицинских препаратов отвечают несколько государственных структур – Минздрав, Государственная служба по медицинским средствам, Государственный экспертный центр (ГЭЦ) Минздрава. Они отвечают за качество лекарств на этапе производства, хранения, в обороте и при реализации, а также несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в случае, если препарат не будет соответствовать параметрам и стандартам. Но, в то же время, очень сложно доказать вину какой-то структуры», — высказала мнение ГолосUA Ольга Скорина.
При этом глава Всеукраинского Совета Виктор Сердюк считает, что за качество лекарств отвечает исключительно производитель.
Он также высказал ГолосUA мнение, что лекарство, которое не дает лечебного эффекта, можно и нужно снять с госрегистрации и, соответственно, запретить его продажу. Но для этого необходимо, чтобы, например, врачи сообщали о жалобах пациентов на отсутствие эффекта или на побочные эффекты «наверх», в министерство.
«В Украине только 7% врачей информируют Минздрав о побочных эффектах медицинских препаратов. 93% замалчивают проблему. Но замалчивание не означает, что жалоб нет», — сказал В. Сердюк.
Эта информация подтвердилась на обсуждении темы вакцин против полиомиелита в ноябре 2015 года, когда член правления Всеукраинского общества гемофилии во Львове Андрей Высоцкий заявил: представители ВОГ выражают недоверие к отечественным препаратам, которые не первый год закупает тендерный комитет Минздрава для лечения гемофилии пациентам с вирусом гепатита С. Он отметил, что один из препаратов, которые врачи прописывают пациентом с гемофилией и гепатитом С, визуально выглядит подозрительно.
«Мы не можем утверждать, что этот препарат плохой, но сомнения есть. Надо было его принести на этот «круглый стол» и растворить. Если это сделать, в нем видна какая-то странная субстанция. У нас вопрос к Минздраву: почему это лекарство не исследовали на уровне GMP?», — сказал А. Высоцкий.
Если Минздрав не проводит срочные лабораторные исследования лекарства с сомнительным составом, этот препарат надо срочно снять с продажи, считает О. Скорина. Потому что если у пациентов после такого «лечения» здоровье ухудшится, придется доказывать вину не одной фирмы-производителя, а целого списка чиновников. Учитывая, что в Украине не отработан механизм возмещения физического, морального вреда, это будет долгий и затратный процесс, говорит юрист.
Проверка качества – право пациента
Юрист Сергей Назаров считает, что часть пациентов рискует здоровьем лишь потому, что не получает лекарства от государства бесплатно. В этом случае они, будучи в большинстве своем людьми несведущими в вопросах фармакологии, идут в аптеку и покупают на свои средства нужный препарат. Получается, что в такой ситуации врач как бы уже не несет вообще никакой ответственности за качество лекарства.
Исправить эту ситуацию можно следующим образом, сообщил свое мнение ГолосUA юрист: нужно, чтобы министр здравоохранения подписал новый стандарт предоставления медицинской помощи. В соответствии с этим документом необходимо ввести следующий алгоритм действий доктора.
«Врач на стандартном бланке со всеми необходимыми реквизитами сообщает пациенту или его близким, что в наличии нужного лекарства нет. У пациента это письмо остается на руках. Он идет в аптеку и покупает препарат, который нужен. Чек после покупки сохраняет.
Но в документе, подписанном министром здравоохранения, будет указано одно условие: с таким письмом-отказом от врача пациент имеет право в любое время инициировать аудит медучреждения. По итогам аудита можно будет установить, действительно ли в поликлинике не было лекарства, и действительно ли нет запасов медпрепарата на будущее», — предложил он.
По мнению юриста, в Минздраве также должны будут после такого новшества пересмотреть нормативную базу по проведению аудитов лечебных учреждений: обеспечить прозрачные условия аудитов, привлечь к процессу представителей общественности и сделать доступными для широкой общественности результаты аудитов.
Эта инициатива не настолько сложна, чтобы ее нельзя было реализовать на практическом уровне работы Минздрава. Представитель общественной группы «Медико-правовая экспертная сеть» Вадим Дегтярь высказал мнение ГолосUA, что любые изменения в процедурах тендеров и в законодательстве возможны, если украинцы будут действовать через приемные народных депутатов, а также постоянно писать запросы в ответственные за конкретные вопросы министерства.
В то же время юрист Ольга Скорина уверена, что если люди хотят защитить свои права в части качества медпрепарата, они могут воспользоваться этим правом еще в аптеке.
«Как юрист я утверждаю: у потребителя есть право еще до оплаты лекарства посмотреть на его внешний вид, открыв упаковку и прочитать инструкцию. Если препарат по внешнему виду не отвечает параметрам из инструкции, можно попросить провизора поменять его. После оплаты провизор уже не имеет права менять препарат. Но до оплаты проверить внешний вид препарата можно вместе с провизором. И если в инструкции написано, что таблетки должны быть такой формы, цвета, а жидкость, сироп – определенной консистенции, то любое отклонение от этих параметров дает потребителю право требовать замены препарата», — подытожила она.