Около трети производимого в Украине фруктового ассортимента сгнивает, не дождавшись сбыта. Такой порядок вещей объясняется нехваткой современных мощностей для хранения плодово-ягодной продукции. В то же время кредитный ресурс, который мог бы пойти на модернизацию садоводческой отрасли и изменить ситуацию к лучшему, остается недоступен для подавляющего большинства отечественных фермеров.
В Министерстве аграрной политики и продовольствия ожидают, что по результатам текущего года общий сбор фруктов, ягод и орехов по всем категориям хозяйств страны составит, как и в прошлом году, около 2,2 млн тонн, причем львиная доля от этого объема будет традиционно представлена яблоками (1,2 млн тонн). В денежном выражении это, отметим, более 17,5 млрд гривен. В то же время в январе-сентябре объем поставок фруктов на внешние рынки уже составил 98 тыс. тонн.
«По последним имеющимся данным, в этом году Украина экспортировала продукции на сумму более 90 млн долларов, при этом импорт составил чуть менее 55 млн долларов. Хотя у нас положительное общее сальдо, негативный баланс фиксируется по семечковым (яблоки, груши), косточковым плодам (вишня, абрикос, слива) и ягодам. Львиную долю экспортных доходов Украина получила в результате поставок грецких орехов — 48 млн долларов, и переработанных фруктов (сырых, вареных или замороженных с добавлением сахара) – 39 млн долларов. Основными потребителями наших орехов являются страны Азии и ЕС, а переработанных фруктов – Евросоюз. Что касается яблок, то наибольшим спросом они пользуются в Беларуси, Грузии и Ливии», — информирует глава ассоциации «Укрсадпром» Дмитрий Крошка.
По оценкам ассоциации, экспортный потенциал отечественного плодово-ягодного сегмента варьируется от 400 до 500 тыс. тонн продукции в год, однако сегодня около 30% произведенного фруктового ассортимента отрасль теряет из-за нехватки современных хранилищ. В свою очередь возведение холодильных комплексов – недешевое удовольствие. Строительство таких объектов обходится в 30 евро за кв. м., при площади в полгектара, то есть не по карману среднему фермеру, который превалирует на рынке.
В настоящее время на территории Украины функционируют около 300 фруктохранилищ, 70 из которых имеют регулируемую газовую среду (в ней продукты хранятся в 2-4 раза дольше обычного). Средний же объем хранения указанных комплексов около 1 тыс. тонн. То есть, общий объем пребывает на уровне 300 тыс. тонн при потребности в 400 тыс. тонн, которые генерируют садоводы-«промышленники», рассказывает Д. Крошка.
Эта нехватка мощностей в перспективе будет только расти, поскольку в Украине много молодых садов, которые еще не вступили в фазу полного плодоношения. К примеру, некрупный производитель с 2 га земли в условиях интенсивного сада может собрать до 100 тонн яблок. Сегодня, напомним, общая площадь плодоносящих садов (без учета Крыма) составляет 206 тыс. га, на которых во время сезонных работ трудится более 1 млн человек.
Помимо проблемы нехватки фруктохранилищ, на многих отечественных предприятиях отсутствуют сортировочные линии, которые комплектуют товарные партии. Без них ослабляется конкурентоспособность и сужаются экспортные возможности нашей садоводческой отрасли. Подобные технологии, как и в случае с хранилищами, удовольствие не из дешевых. Цены стартуют с 100 тыс. евро.
«Наши яблоки торгуются в Европе по 210-216 долл/т, тогда как, к примеру, Италия экспортирует их по цене выше 1000 долл/т, а Польша 500 долл/т», — комментирует Д. Крошка.
«Экспортную» слабость отрасли усиливает также невозможность многих участников рынка организовать производство в соответствии со стандартом Global GAP. Ну и, наконец, вкусовые предпочтения и привычки зарубежных потребителей вносят свои коррективы в объемы экспорта.
Сергей Кравцов, директор ЗАСО «Заря Ингула», фермерского хозяйства, базирующегося в Николаевской области, комментируя положение дел в садах, сетует на нынешнюю дороговизну кредитов, называя ее главным сдерживающим фактором развития отрасли.
«Стоимость кредитов достаточно высокая, и они короткие. В сельском хозяйстве долгий цикл, включающий подготовку почвы, закупку саженцев, посадку… Потом надо ухаживать за насаждениями, например, для черешни, это 4-5 лет. После этого периода она начинает плодоносить. А проценты кредита «капают»… Средняя процентная ставка сегодня 20-23%», — рассказывает он.
Фермер убежден, что Украина могла бы стать «яблочной» державой, если бы в стране работала действительно эффективная господдержка отрасли, как это было в Польше, когда она за короткий период времени стала европейским лидером по производству яблок, добившись валового урожая на уроне 3 млн тонн в год.
Неконкурентоспособность украинских плодов на внешних рынках, помимо всего, также связана с низкой частотностью обработки насаждений, средства и препараты для которой надо покупать за валюту. А сегодня многие производители стараются экономить, рассказывает С. Кравцов.
«Нам надо поднимать качество наших плодов. Нужны сортировочные линии. Перекладывание плодов вручную с контейнеров в ящики – это позавчерашний день. Все это, естественно, требует серьезных капиталовложений. Что касается обработки яблок, то мы в саду за сезон производим 15-16 манипуляций, а в Польше 28-32. Все эти обработки, это ведь деньги. Препараты все импортные, покупаются преимущественно за евро», — объясняет он.
А вот «расправить плечи» на внутреннем рынке садоводы, кроме всего прочего, не могут из-за неудовлетворительной потребительской активности населения, возникшей вследствие острых кризисных тенденций 2014-2015 гг., говорит С. Кравцов.
«Сегодня граждане Украины не считают продукцию садоводства товарами первой необходимости. Норма потребления фруктов на уровне 70 кг/год/чел не выполняется. Если у человека нет денег, то он в первую очередь купить хлеб, потом макароны, кусочек мяса, а потом фрукты. Наблюдаем, в общем, недостаточность потребительского спроса. В прошлом году яблоко не изменилось в цене и у нас выросли затраты, поскольку яблоки хранили, а это дополнительные расходы на ту же электроэнергию и износ оборудования», — отмечает он.