Новостью о введении временной администрации в очередной украинский банк сегодня никого не удивишь. Последствия таких радикальных действий госсрегулятора в разной степени сказываются как на простых вкладчиках, так и на прямых владельцах банков. И если первая группа лиц – всегда в проигрыше, то на примере вторых, а это как правило представители олигархических структур, есть истории и со счастливым концом. Кто попал в первую группу, а кто обладатель места среди счастливчиков?
Об этом сообщает Обозреватель.
Из совсем уже свежих "банкопадов" можно привести в пример "Хрещатик", "Михайловский", "Фидобанк", "Юнисон" и другие. Акционеры банков уже готовят ответные судебные иски против действий НБУ.
Из всех похожих историй неуспеха особняком держится скандал с ликвидацией банка "Финансы и Кредит" (или "финики", как еще ласково прозвали банк журналисты), который до сих пор имеет открытый финал и заслуживает более пристального внимания. В сентябре 2011 года в интервью Forbes, Константин Жеваго, владелец банка "Финансы и Кредит" сказал, что "бизнесы приходят и уходят, а банки остаются". Вероятнее всего, Константин Валентинович имел ввиду какие-то швейцарские банки, потому что его карманный банк 17 сентября 2015 г. был объявлен банкротом. На тот момент "Финансы и Кредит" имел обязательства перед полумиллионом вкладчиков (!) на общую сумму почти 17 млрд. грн. Из них порядка 10 млрд грн. подпадают под гарантированные выплаты Фонда гарантирования (это депозиты до 200 тыс. грн).
Владея 60-тью компаниями и холдингами, где Жеваго либо собственник, либо крупный мажоритарий, он не смог спасти банк. Не хватило денег? Не получилось? ИЛИ НЕ ХОТЕЛ?
Судя по активам Жеваго, его многолетней позиции миллиардера и первых строчках в списках самых богатых и влиятельных людей Украины. В 2015 году по информации издания Forbesсостояние Константина Жеваго оценивается в 735 миллионов долларов. Кроме многочисленных бизнес-активов, олигарху принадлежит целая коллекция эксклюзивных автомобилей, яхт и самолетов. Автомобили FerrariSAAperta (тираж во всем мире – 80 экз) и AstonMartinONE-77 за 2 миллиона долларов, самолет BombardierBD-700-1A10 GlibalExpressXRS за 60 млн долларов, вертолет с маркировкой KVZ(стоимость 12 млн.долларов), яхта серии Амельс Zсерии LimitedEditionза 65 млн.евро. Продажа одного, максимум двух предметов роскоши из этого списка могли не только спасти банк, но вернуть долги обманутым вкладчикам. Почему владелец этого не сделал? Скорее всего просто не захотел. Даже несмотря на угрозу уголовной ответственности. Согласно поправкам в законодательстве, собственники и менеджмент неплатежеспособных банков несут не только имущественную, но и уголовную ответственность (лишение свободы на срок до пяти лет и запрет заниматься банковским бизнесом сроком до трех лет) — закон №218-VIII. И новая статья 218-1 Уголовного кодекса. Однако депутатская неприкосновенность Жеваго позволила ему не только избежать уголовного наказания, но и вовсе избавить от долгов – компенсацию вкладчикам должен выплатить Фонд гарантирования вкладов.
"Жеваго вполне могут привлечь к уголовной ответственности, если будет доказана его вина. Кроме того, основной объем невозвращенных кредитов вероятнее всего принадлежит компаниям, к которым он имеет самое непосредственное отношение", — говорит адвокат, старший партнер АК "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец.
А нужно ли доказывать эту вину и принадлежность олигарха к его же активам? Константин Жеваго несет личную ответственность за деятельность своего финучреждения. Об этом ранее не раз заявляла Глава НБУ Валерия Гонтарева. "Практически все владельцы банков, получавших у нас стабкредиты, дали нам персональные гарантии. Национальный банк Украины получил персональные гарантии собственника банка "Финансы и Кредит" Константина Жеваго, от одного из совладельцев ПриватБанка Игоря Коломойского, от собственника Платинум Банка Григория Гуртового при предоставлении финучреждениям стабилизационных кредитов. Это значит, что они в случае чего отвечают не только своим взносом в капитал банка, но и всем личным имуществом", — отметила В.Гонтарева.
Однако до сих пор личное имущество олигарха не пострадало. Кроме того, ему удалось не только сохранить существующие многочисленные активы, но и незаконно вывести из-под залога банка более-менее интересные объекты своей группы. А теперь внимание! 1 марта 2016 г. Национальный банк Украины попросил Шевченковский районный суд взыскать с бизнесмена Константина Жеваго по финансовому поручительству на 1,45 млрд гривен.
Заседание в суде было назначено на 14 марта. О том, как оно прошло и каким было решение, – неизвестно. О суде не написал ни один новостной ресурс, информации просто нет. То есть, в отличие от Бахматюка с его арестованным имуществом или и вовсе канувшего в забвение Фирташа, детали судебного разбирательства по делу Жеваго никого не заинтересовали? Так все-таки это "перемога" или "зрада"? Сколько же должен заплатить или что отдать Жеваго за свои "финики"? Хотя, возможно, он просто вовремя "угостил" ими нужных людей.
На фото — спорткар Aston Martin ONE-77, купленный Константином Жеваго за 2 миллиона долларов. Номера KVZ (Константин Валентинович Жеваго).
На фото — вертолет с маркировкой KVZ (Константин Валентинович Жеваго). Ориентировочная стоимость 12 миллионов евро.