Экс-премьер Юлия Тимошенко пообещала устроить новой власти «черную субботу». Под стены парламента протестовать против «колонизации» Украины и за отмену договора с Россией по ратификации соглашений о продлении срока аренды Черноморского флота вышло (по разным данным) от 2 до 5 тысяч сторонников оппозиции. Однако, эффектного шоу, к которым приучила страну прежняя власть, не получилось. «Регионалы» организовали встречный митинг возле Верховной Рады, депутаты о фракции Партии регионов оккупировали сессионный зал. И спикер Литвин, верный коалиционным договоренностям, оказался открывать внеочередную сессию парламента, где оппозиция планировала поговорить о сдаче национальных интересов.
Можно сказать, что первый раунд команда Тимошенко (и примкнувшего к ней Вячеслава Кириленко — лидера группы « За Украину!) проиграла. Но продолжение последует уже во вторник. Для оппозиции тема предательства национальных интересов, «сдачи Крыма России» является стратегической. И она будет разыгрывать эту карту… Хотя бы потому, что других карт у нее нет.
Безусловно, вторник, 27 апреля станет вторым раундом борьбы «за флот», а по большому счету, за независимость Украины. Для каждой из сторон это сражение принципиально в свете дальнейшего закрепления позиций. Для власти необходимо показать, что она в состоянии не просто защитить «харьковские соглашения», но и придать им необходимую легитимность.
Харьковский договор Януковича-Медведева необходимо провести через парламент. О том, насколько для России важно это соглашение говорит много факторов: и срочный приезд премьера Путина в Украину 26 апреля, и экономические потери в 3-4 миллиарда, которые понесет РФ после подписания договора. Тем не менее, уже на второй день после харьковской встречи президентов, председатель Госдумы России Борис Грызлов заявил о готовности российского парламента ратифицировать документ.
В свою очередь, оппозиции (в лице БЮТ) необходимо показать свою значимость и отвоевать бренд защитника национальных интересов. Для Тимошенко крайне важно стать лидером национально-демократического движения, выбив из этой ниши Арсения Яценюка и Виктора Ющенко. Юлия Владимировна постепенно «уничтожает» конкурентов на своем электоральном поле. Объективности ради, надо сказать, что это несложно. Экс-президент достаточно аморфно и не оперативно раскритиковал «харьковские соглашения» избегая произносить фамилию Януковича. Лидер «Фронта перемен» хоть и застолбил место в оппозиции своими фирменными палатками, однако никаких шагов для выражения собственной позиции по вопросу базирования Черноморскому флоту не предпринял.
Но и у оппозиции, и у власти есть свои слабые места. Это отсутствие консолидации, ставка на политическую массовку и зрелищность, которой Украина пресытилась. Самое главное — у оппозиции нет понятной стратегии действий, нет альтернативных планов. Допустим, Тимошенко удастся добиться блокирования ратификации договора по продлению аренды Черноморского флота. И что дальше? Сохранение непомерных для экспортно-ориентированной промышленности высоких цен на газ, снижение социального уровня жизни, и в конце-концов, «казахстанский вариант».
У власти — проблема имиджевая. Она не умеет убедить избирателя в необходимости своих шагов на внешней арене, в абсолютной чистоте своей победы. Казалось бы, выгодные для экономики Украины результаты переговоров по газу (снижение цены на 30%, сохранение газотранспортной системы) — подаются обществу как уступки, переориентация внешнего вектора, нарушение Конституции. Как ни странно, но у Виктора Януковича нет собственной, узнаваемой политической позиции. Все, что он делает сейчас очень похоже на Леонида Кучму, настолько похоже, что вызывает легкое чувство дежавю. У нового лидера нет своего «почерка», он копирует старую, уже «использованную» модель управления, и это его ахилессова пята.
Многовекторность на внешней арене, ограничение свободы слова, ставка на экспортную экономику, а не на укрепление отечественных рынков, попытки изменить электоральную систему в пользу «мажоритарки», никак не усиливают позиции новой власти. И значит, не позволяют ей эффективно противостоять оппозиции и укреплять доверие общества. Можно сказать, что как и до выборов, Янукович и Тимошенко почти в равных условиях: у Юлии Владимировны нет понятной стратегии действий в новых политических условиях, у Виктора Федоровича отсутствует собственный политический почерк, который может привлечь к нему новых сторонников.
Поэтому временные площадки возле Верховной Рады станут ареной для очередной «битвы гладиаторов». « Черные субботы» и «блок-вторники» будут повторяться до тех пор, пока сила одной из сторон станет непререкаемой для общества. И главное — логичной и понятной. А с этим и у власти. и у оппозиции большие проблемы. Поэтому 27 апреля станет очередным полигоном для испытаний.
Надо понимать: борьба идет не за флот, не за пресловутую «трубу», а за смену внешнеполитического вектора. Ратификация соглашений по Черноморскому флоту для оппозиции означает потерю возможности поддержки международного (прежде всего, американского) сообщества. Для власти — закрепление в привычной нише стратегического партнерства с Россией. При этом надо понимать: от Украины, как самостоятельного государства, почти ничего не зависит. По большому счету, договор по флоту — это результат «скрытых» переговоров российского и американского президентов. США — достался уран, Москве — Севастополь и база Черноморского флота. После оранжевой революции Украина перестала быть субъектом внешней политики, и Януковичу, который в своей инаугурационной речи заявил о необходимости внеблокового статуса для державы, не удалось повысить международный статус Украины. Поэтому, во вторник, под стенами парламента, шоу продолжится… />
Вариант первый: Полное блокирование. Юлия Тимошенко призвала своих сторонников не допустить «преступной сдачи национальных интересов». Задача номер один для БЮТ- не позволить Верховной Раде ратифицировать договор, который, без преувеличения, «забьет последний гвоздь в гроб оранжевой революции». Для оппозиции это означает ликвидацию поля для деятельности, поскольку сразу перечеркивает все европейские векторы развития. Разочарованный в своих слабосильных кумирах Запад отвернется от лидеров типа Ющенко, Тимошенко, Кириленко, и — либо станет искать новых кумиров, либо займет инертную позицию «моя хата с краю». Для лидера БЮТ это смерти подобно, поэтому она и будет биться до конца. Надо ожидать, что репетиция в субботу под стенами парламента выльется в более мощные протестные акции. Экс-премьер также обещала прийти в парламент и лично координировать действия оппозиционных сил.
Честно говоря, в 2007-м году, используя метод блокады, Тимошенко удалось распустить парламент. В нынешних условиях этот прием будет применить трудновато… Но даже если оппозиции удастся своими действиями на несколько дней отсрочить ратификацию, это уже можно считать победой. А конечную цель своих протестных действий лидер БЮТ даже не скрывает: досрочные выборы парламента и стремительное возвращение во власть. У Тимошенко есть только радикальные инструменты для этого: блокирование трибуны Верховной Рады, массовые акции протеста, жесткие заявления в прессе, некоторая поддержка международных структур. Не исключено, что она применит способ, рекомендованный лидером Всеукраинского объединения «Свобода» — ограничить личную свободу членов БЮТ и «НУ-НС», которые «перешли на сторону врага», но формально являются мандатоносцами фракций, под знаменами которых прошли в парламент. Это уже забота силового блока БЮТ- Турчинова и Кожемякина. Если это дело «выгорит», то у коалиции будет всего 223 голоса… И –позорный срыв.
Вариант второй. Против лома нет приема, если нет другого лома. Под этим девизом власть во вторник будет защищать свои интересы. Регионалы с субботы заняли сессионный зал парламента, во вторник они соберут под стенами Верховной Рады ударные силы. Несомненно, представители коалиции будут охранять щитовую, парламентскую трибуну и другие стратегические объекты. Для партии власти принципиально важно показать и обществу и политическим партнерам контроль над ситуацией, умение претворять соглашения в жизнь. Ратификация договора по флоту будет означать для Януковича уважение и признание со стороны России как самостоятельного игрока. Партнера, на которого можно положиться. Такого себе Кучму-2, от которого Россия знала, чего ожидать. Кроме того, для Януковича принципиально показать эффективность работы связки «президент-парламент», продемонстрировать эффективную работу коалиции. Если это не удастся, то рабочий парламент вновь превратится в коалицию «тушек», а Президент — в человека, случайно «выигравшего в карты» высокую государственную должность.
Поэтому для власти важно не столько «сопротивление» силам оппозиции, сколько демонстрация легитимности и конституционности своих действий в вопросе ратификации «харьковских соглашений». Именно поэтому лидерами Партии регионов (Азаров, Ефремов) был сделан ряд заявлений о юридической чистоте договора и готовности Президента денонсировать соглашения, если Конституционный суд подтвердит их неконституционность. При этом регионалы не могут не знать: Конституционный суд уже отказался рассматривать любые вопросы, связанные с базированием Черноморского флота, как не относящиеся к его компетенции. Понятно, что суду крайне не хочется быть втянутым в политические и внешнеполитические «разборки»… С другой стороны, он уже один раз выполнил политический заказ, легитимизировав новую коалицию в парламенте. И если все-таки придется решать данный вопрос в судебном порядке, расшифровывая положения Основного закона и переходных положений Конституции, то в вердикте можно не сомневаться. Во-первых, в Конституции и в договоре о базировании Черноморского флота нет определения того, что флот обязательно должен уйти после 2017 года. Во-вторых, нормы Основного закона и пункты Переходных положений Конституции вступили в противоречие еще в 1997-м году. Конституция запрещает базирование иностранных военных баз в Украине, Положения — позволяют аренду военных баз в соответствии с международными договорами, которые Украина ратифицировала. Так что обращение в Конституционный суд скорей всего будет — со стороны партии власти. Для Януковича это отличный повод вплотную подойти к конституционным изменениям, оказавшись от конституционной реформы, ослабившей президентскую власть.