Украинские парламентарии разных каденций периодически поднимают вопрос о необходимости принятия закона об оппозиции, дабы наконец урегулировать отношения большинства и меньшинства. Одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского также было принятие закона о парламентской оппозиции. Несмотря на то, что в 2019-м в Раду было внесено целых два таких документа, в монобольшинстве решили разработать новый. Правда, пригласив в рабочую группу представителей всех фракций, о чем сообщил первый вице-спикер Руслан Стефанчук. Эксперты, опрошенные ГолосUA, считают, что в этот раз парламентская оппозиция имеет все шансы получить свой закон.
Главным лоббистом закона об оппозиции на протяжении нескольких каденций была Юлия Тимошенко, которая за всю свою историю в украинском политикуме в коалиции долго не уживалась, предпочитая стоять по другую от большинства сторону баррикад. Правда, делала леди Ю это больше ради себя и под себя. Однако попытки заставить власть принять отдельный закон ни у нее, ни у других инициаторов проваливались на корню.
В жизни украинской парламентской оппозиции, пожалуй, был один светлый период, когда их деятельность была законодательно урегулирована.
В Регламенте Верховной Рады с 2008-го по 2010-й годы был целый раздел, посвященный правам и деятельности оппозиции. В частности, оппозиционной тогда считалась фракция, которая насчитывала более половины нардепов, не вошедших в состав коалиции.
Согласно той версии Регламента, оппозиция могла претендовать на представительство при распределении руководящих должностей в ВРУ и ее органах и даже создавать свое правительство, которое имело право пристально следить за деятельностью правительства и других органов исполнительной власти. Грубо говоря, прав у оппозиции было гораздо больше.
Однако решением Конституционного суда осенью 2010-го был возвращен Основной закон в редакции 1996 года, при этом парламент забыл соответствующие изменения в Регламент «подогнать» под это решение. В 2014-м страна вновь вернулась к Конституции-2004. Логично было ожидать, что и Регламент с положениями об оппозиции отыграют назад, но этого не произошло.
И хоть в 2015 и даже в 2019-м нардепы вносили в парламент закон об оппозиции, меньшинство пока его так и не дождалось.
Политтехнолог Олег Постернак уверен, что для украинской политики, которая больше напоминает подковерную борьбу, любое унормирование правил будет положительным, даже если в западных демократиях подобных прецедентов не было.
«Украинская политика нуждается в правилах. И если их устанавливать сейчас, в условиях, когда закон об оппозиции инициирует сама власть, подобный нормативный документ вполне может быть принят. Тем более, что оппозиция у нас крайне разносторонняя: тут есть и ОПЗЖ, и «ЕС», и «Батькивщина, и «Голос». И у каждой из этих партий есть свои идеологические установки. Однако важно, чтобы закон об оппозиции не превратился просто в декларативную красивую обертку, нормы которой не будут работать», — констатировал он в комментарии ГолосUA.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник напомнил, что в 2014году оппозиционные депутаты не руководили ни одним Комитетом ВР и фактически были выброшены за порог законотворчества. На данный момент только два парламентских комитета возглавляются представителями оппозиции. Однако ранее, по негласному правилу, данное соотношение было 40 на 60%. То есть, за оппозицией было 40% комитетов.
«И такой неформальный подход был и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко. Учитывая то, что такая норма не регламентирована, оппозиции достались два комитета, которые, по сути, ни на что не влияют. Сейчас отношения между властью и оппозицией также неоднозначны – в парламенте несколько оппозиций. Потому структурировать оппозицию и предоставить ей гарантированные права в части парламентского контроля за свободой слова, финансовыми процессами или же прав человека, необходимо. Это стандартная норма в развитых парламентах цивилизованных странах», — рассказал он ГолосUA.
По его словам, в законе за оппозицией следовало бы закрепить руководство комитетами по свободе слова, правам человека, по контролю над правоохранительными органами и комитет по вопросам финансов. Также законодательно следует закрепить, что возглавлять Счетную палату также должен представитель оппозиции. Ранее это также была негласная норма, которая действовала на протяжении 20 лет, пока при Порошенко-Яценюке ее не отменили. Кроме того, представители оппозиции должны стать уполномоченными ВР по правам человека и вице-спикером.
Еще, по словам Руслана Бортника, следует определиться со структурой оппозиции. То есть, если народный депутат или фракция не находятся ни в коалиции, ни в оппозиции, какой статус они имеют. Должен быть утвержден Совет оппозиции, который будет определять процедуру принятия решений, особенно если туда будет входить несколько депутатских фракций и групп.
«Важно зафиксировать и участие оппозиции в ВСК, нужно также дать возможность парламентского контроля меньшинства вне комитетов ВР. А еще нужно предоставить специальное право оппозиции в рамках Согласительного совета и прописать участие представителей оппозиции на заседаниях правительства. Таких пунктов может быть еще больше. Эти и другие моменты следует прописать, чтобы оппозиция всегда имела информацию и могла бы проконтролировать и высказаться по тому или иному поводу», — подытожил Руслан Бортник.
В свою очередь руководитель аналитического центра «ИНПОЛИТ» Сергей Быков считает, что в законе об оппозиции следует прописать норму о дне оппозиции, когда будут рассматриваться законопроекты исключительно парламентского меньшинства. Потому что практика многих созывов парламента показывала, что оппозиционные законопроекты попросту не выносили в сессионный зал. А в случае, если будет день оппозиции, меньшинство должно формировать повестку дня.
«В таком случае у Рады появится возможность принимать те законы, на которые не всегда обращает внимание власть, а также вносить изменения в законы, чтобы украинцам на самом деле жилось лучше. Потому что не всегда власть видит решение существующих проблем, а как раз оппозиция может такие проекты представлять. И подобное сотрудничество может стать эффективным, как показывает практика многих стран», — пояснил он ГолосUA.
В целом эксперты позитивно оценивают шансы на принятие нынешним парламентом закона об оппозиции. Так, по информации Олега Постернака, до конца года данная инициатива может быть внесена в Верховную Раду.
Руслан Бортник также считает, что у оппозиции есть реальная возможность наконец получить свой закон, ведь монобольшинство в разных форматах голосований сотрудничало уже со всеми фракциями. Более того, у Президента Зеленского уже видят тренд на раскол «СН».
«Потому в случае досрочных парламентских выборов часть фракции может оказаться в оппозиции. Все эти факторы подталкивают власть и информационно, и политически, к принятию закона об оппозиции», — подытожил эксперт.