Ореховый Спас: история и традиции праздника

29 августа христиане отмечают праздник Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В народе его еще называют Третий Спас, Ореховый Спас, Спас на полотне или Хлебный Спас.
Происхождение праздника
Праздник Нерукотворного Образа Христа Спасителя установлен в 944 году во время перенесения Нерукотворного Образа из города Эдессы в Константинополь.
Подробнее о богословском толковании праздника в комментарии ГолосUA рассказал иерей, клирик Свято-Владимирского патриаршего кафедрального собора г. Киева Александр Шмурыгин.
Так, согласно преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел в результате до царя. Авгарь написал письмо Христу с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.
Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого количества людей, слушавших проповедь. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Тогда Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для царя короткое письмо, в котором похвалил веру правителя и обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы. Затем Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отразился образ Его лица. Отсюда и происходят такие названия праздника как Холщовый Спас, Спас на полотне, Нерукотворный Спас.
Убрус и письмо Анания принес в Эдессу. Авгарь принял святыню с благоговением и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Христом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и окрестил царя, а также жителей Эдессы.
«В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. В память об этом событии и установлено ежегодное церковное празднование», — рассказал А. Шмурыгин.
Традиции празднования
Как уже упоминалось, праздник Нерукотворного Образа Иисуса Христа в народе принято называть Ореховым Спасом. Связано это с тем, что в этот период поспевают лесные орехи, которые освящают в церкви и начинают заготавливать.
Также на Ореховый Спас было принято заготавливать банные веники из орешника, с помощью которых, как считалось, можно было исцелится от тяжелых болезней.
Еще одно название праздника – Хлебный Спас – появилось как следствие того, что во многих регионах проводили обряды, связанные с последним хлебным снопом. Считалось, что главное блюдо на столе в этот день — хлеб, испеченный из муки нового урожая, и освященный в церкви. В народе говорили: «Третий Спас — хлеба припас».
В этот день родных и знакомых принято угощать не только хлебом, но также орехами и медом.
Существовала традиция в этот праздник освящать новые колодцы. При этом, выбирать место для колодца советовали на Маковея, или Первый Спас.
В этот день отмечали еще и окончание двухнедельного Успенского поста. Как известно, этот строгий пост завершается 28 августа на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Именно поэтому, как отметил культуролог Анатолий Ципко, в народе праздник Нерукотворного Образа Христа Спасителя очень часто называют Второй день Пречистой.
Окончание поста отмечали на городских ярмарках, где торговали полотнами и холстами.

Читайте также по теме