Национальная валюта Украины – гривна, стали мировым лидером по обесцениванию в начале этого года. А за последние два года девальвация превысила 200% и её уровень продолжает повышаться.
Это стало закономерным итогом деятельности Национального банка Украины и правительства под чутким руководством «старших коллег» из МВФ, настоятельно рекомендовавших «отпустить гривну в свободное плаванье, а там рынок сам определит равновесный курс». Что и было сделано в феврале 2015 года, когда НБУ, в нарушение ст.99 Конституции Украины, самоустранился от обеспечения стабильности гривны.
На протяжении последнего года НБУ делал все возможное, чтобы поддерживать работу черного рынка валюты и ни в коем случае не допустить сбалансированности спроса и предложения на межбанковском валютном рынке. Волатильность гривны за один торговый день могла достигать пяти и более процентов. Такая ситуация ставила в крайне сложное положение как экспортеров так и импортеров ухудшая, в конечном итоге, и так крайне негативную ситуацию с внешнеторговым оборотом.
В конце января текущего года агентство Bloomberg сообщило о рекордной девальвации гривны вследствие неадекватной политики Национального банка Украины, сосредоточившегося на сохранении показателей объемов золотовалютных резервов, необходимых для получения очередного кредита МВФ и самоустранившегося с валютного рынка. Но МВФ не спешит продолжать кредитовать Украину и до конца февраля на новый транш можно не рассчитывать.
Заявления руководства Нацбанка четко свидетельствуют о том, что ими принят курс на ослабление гривны в текущем году. Как-то иначе расценивать беспрецедентное по глупости заявление главы НБУ Валерии Гонтаревой о том, что Национальный банк Украины на текущий момент не видит оснований для укрепления курса национальной валюты, просто невозможно.
«У нас гибкое курсообразование, и я каждый месяц выхожу после заседания монетарного комитета и рассказываю, что будет… Когда я говорю, что у нас дефицит current account… это означает, что у курса нет возможности укрепляться, и риски увеличиваются. Но, я могу сказать, что у стран СНГ ситуация хуже, ведь мы находимся под амбреллой МВФ», — несуразно и коверкая язык ляпнула Гонтарева.
Каждый раз, когда она открывает рот и «рассказывает, что будет», курс гривны начинает падать и никакая «амбрелла» ( umbrella– зонтик в переводе с английского, — авт.) здесь не поможет. Как тут не вспомнить её знаменитое идиотское высказывание в августе 2014 года: «Всем понятно, что никаких экономических факторов для курса 13 или 13,5 не существует. Мы видим только панические настроения. Все понимают, что курс значительно отошел от своего сбалансированного уровня, это 11,5-11,9 гривны за доллар».
Но слова словами, а вот тот факт, что Счетная палата Украины рассмотрела отчет по результатам проверки выполнения сметы НБУ за 2014 год и направила его регулятору не став опубликовывать документ, а приняв решение присвоить отчету гриф «для служебного пользования», говорит о крайне степени неадекватности политики Нацбанка, технологию которой пытаются скрыть от общественности.
Сокрытие такой информации косвенно свидетельствует о том, что деятельность НБУ была и остается вредоносной для экономики страны и карманов граждан. И результаты этой политики мы еще долго будем ощущать на собственных финансах. В первую очередь потому, что без девальвации гривны невозможно выполнить те обязательства перед кредиторами, которые взяла на себя Украина, принимая Бюджет 2016. Ведь экономика падает и даже рост налоговой нагрузки не перекрывает потери от коллапса предприятий.